Наталья Унковская
Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ».
1 СЛАЙД
Жизнь в ХХ веке ставит перед нами много новых проблем, но, как и прежде, самой актуальной является проблема сохранения здоровья.
Одна восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:
Первый - здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
Темочки:
Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.
В связи с этим задача каждого образовательного учреждения воспитать здоровое поколение.
Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в программе модернизации российского образования является : создание условий для безопасного пребывания детей в ДОУ, сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
2 СЛАЙД
В организации безопасного здоровьесберегающего пространства мы рукодствовались следующими нормативными документами:
• Конвенция о правах ребенка.
• Конституция Российской федерации.
• Закон Российской Федерации «Об образовании».
• Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
• Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
• Закона РФ «Об образовании», ст. 51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»
• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п. 1.6, п. 2.6.
• СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года)
3 СЛАЙД
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства - комплекса санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, физкультурно-оздоровительных и образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально - нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
4 СЛАЙД
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются :
- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с другими социальными институтами, широким социумом);
- гибкость (учет новых возможностей субъектов образования и социально-культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).
5 СЛАЙД
Создание условий для безопасного пребывания детей в ДОУ
В нашем ДОУ созданы условия по организации безопасности образовательного процесса в соответствии с законодательством в Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, приказами Министерства образования и науки и органов образования Ставропольского края.
В нашем детским саду вопрос обеспечения безопасности образовательного процесса определяется несколькими направлениями:
- обеспечение охраны труда работников;
- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
- пожарная безопасность;
- гражданская оборона;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- антитеррористическая защита.
Приказом руководителя на начало учебного года назначаются ответственные за организацию работы по охране труда, противопожарной безопасности, электробезопасности.
Работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируется, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, защите от проявлений терроризма, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы, работают комиссии по охране труда и по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые периодически проводят рейды и оформляют акты по их результатам. Оформлен и каждый год обновляется паспорт безопасности, декларация пожарной безопасности. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.
В детском саду систематически отслеживается:
состояние мебели в группах,
освещенность в групповых комнатах и кабинетах.
санитарное состояние всех помещений ДОУ и его территории.
соблюдение режимных моментов, организация двигательного режима.
Разработан гибкий режим реализации двигательной активности при неблагоприятных погодных условиях.
В учреждении проделана определенная работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников и воспитанников МКДОУ «Детский сад № 10» : территория ДОУ освещена, подъездные пути закрыты, регулярно осматривается на предмет безопасности, разработан паспорт дорожной безопасности, имеется «тревожная» кнопка, телефон, автоматическая пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, договора на обслуживание с соответствующими организациями, на территории детского сада установлено видеонаблюдение наружное и в здании, которое, к сожалению, не охватывает полностью всю территорию дошкольного учреждения, поэтому в 2017-2018 г планируется установка дополнительных видеокамер.
Принимаются меры антитеррористической защищенности.
6 СЛАЙД
Cхема
7-8 СЛАЙД
К характеристикам здоровьесберегающего пространства относятся :
» Морально - психологический климат.
Стратегию и тактику построения среды необходимо выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:
- в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- содействовать становлению ребёнка, как личности;
- обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
- радости существования;
- развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности;
- знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас, взрослых, способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества
9-10-11 СЛАЙД
» Экология и гигиена.
В каждом образовательном учреждении необходимо создавать здоровьесберегающие эколого - гигиенические условия, к ним относятся: соблюдение основных санитарно - гигиенических требований к оборудованию, освещению, вентиляции, озеленению помещений. Соблюдение гигиенических норм снижает утомляемость дошкольников, возможность нарушений осанки и зрения, риск аллергических реакций.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе необходимо обращать внимание на :
личную гигиену;
проветривание;
влажную уборку;
режим питания;
правильное мытьё рук;
обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
полоскание ротовой полости после еды;
ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
12-13-14-15 СЛАЙД
» Современный дизайн.
В ДОУ следует уделять особое внимание вопросам окраски и освещения интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.
Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми, соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.
16-17-18-19-20- СЛАЙД
» Рациональный режим жизни, труда и отдыха.
Образовательный процесс (режим дня) необходимо строить в соответствии с требованиями СанПин, обязательно выделять пространство для организации двигательной активности детей, создавая центры с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
Для организации рационального режима жизни, труда и отдыха помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства :
уголок природы;
познавательно – исследовательский центр;
книжный уголок (речевой деятельности);
центр дидактических игр и мелкой моторики;
строительно – конструктивный центр;
уголок изодеятельности;
уголок театрализации и музыкальной деятельности;
учебная зона;
зона ПДД и гараж;
уголок сюжетно – ролевых игр;
зона для кукол;
уголок уединения.
Центры и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.
Организация предметно – пространственной среды рассматривается, как весьма важное средство обучения, воспитания и оздоровления детей и эффективно только тогда, когда оно соответствует возрастным особенностям детей, и их интересам. Все имеющиеся в группе игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.
Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить, искать обыкновенное в необыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности. А также, обязательно наличие центров уединения для отдыха детей, центров книги и т. д.
21-22 СЛАЙД
Питание
Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья.
Питание детей осуществляется согласно 10-ти дневному меню. Нормы и калорийность соблюдены и строго соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
23-24-25-26-27-28 -36 СЛАЙД
» Современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьсбережения.
Использование современных программ, методик и технологий, позволяет повысить качество системы работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих методик, программ и технологий.
Медико - профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);
Физкультурно - оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)
Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
Здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Для создания здоровьесберегающего пространства в нашем учреждении были определены следующие направления:
Создание условий для сохранения и обеспечения здоровья воспитанников. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, закладываются основы здоровья. Поэтому качество окружающей развивающей среды в дошкольном учреждении имеет большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в ДОУ – это, прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий. В организации здоровьесберегающего пространства большую роль играет оснащение и оборудование музыкального и физкультурного залов, где проводятся ежедневно утренняя гимнастика, как важный элемент двигательного режима. А так же физкультура как основная форма обучения двигательным навыкам и умениям, музыкальные занятия и праздники. Помещение группы должно быть свободным для самостоятельной, игровой и двигательной активности детей.
В группах находятся центры двигательной активности - уголок физкультуры, в котором есть различные атрибуты для самостоятельной двигательной активности, для совместных малоподвижных игр и развлечений. Разнообразие атрибутов повышает интерес к выполнению различных движений, ведёт к увеличению двигательной активности, что благоприятно влияет на физическое, умственное развитие, на состояние здоровья ребёнка.
Каждый педагог должен используют различные виды гимнастик для снятия усталости после НОД,
для закаливания, для профилактики или просто для поднятия настроения и тонуса. Поэтому в каждой группе имеются картотеки различных гимнастик и т. д.
Не маловажное значение имеет и нетрадиционное физкультурное оборудование – массажные дорожки для восполнения нехватки тактильных ощущений, профилактики плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений.
Шнуровки для развития моторики, мозаики, пазлы и т. д.
Обязательным условием является прогулка, правильная ее организация, прогулочное оборудование.
Имеется мини стадион с оборудованием, предназначенный только для физического развития, для двигательной деятельности.
Прогулка имеет оздоровительное значение. Прогулка способствует повышению организма к выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях, удовлетворять свои потребности в движении.
Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в нашем ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с санитарно гигиеническими требованиями. Вся образовательная деятельность планируется с учётом уровня умений и знаний, все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей, поэтому и работоспособность детей высокая.
Повышение компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения. Чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходим определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути. Для этого мы используем следующие формы работы по психологическому просвещению педагогов :
• методические совещания;
• семинары – практикумы;
• групповые и индивидуальные консультации;
• наглядная агитация;
• подготовка памяток;
• дискуссии;
• деловые игры;
• мастер-классы;
• метод анализа конкретной ситуации;
• проведение педагогических советов в нетрадиционной форме;
• круглые столы;
• посещение занятий направленных на здоровьесбережение;
• подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы,
• изучение научно-методической литературы;
• выставки.
В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно – гигиенических условий.
Одна из основных функций управления – мотивирование педагогов на сохранение и своего собственного здоровья и здоровья воспитанников – отсутствие больничных листов и травматизма как детского, так и взрослого. Для этого в нашем учреждении используется материальное и моральное стимулирование персонала –доплаты стимулирующего характера, публичное поощрения.
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения. Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей следует формировать и у родителей.
С целью валеологического просвещения родителей и вовлечения их в процесс создания условий для здоровьесбережения организуются следующие формы работы с родителями:
• Консультативный материал в родительском уголке
• Памятки
• Организация экскурсий в спортивные учреждения
• Участие в спартакиадах
• Круглые столы по вопросам здоровьесбережения
• Беседы
• Нетрадиционные формы работы с родителями
• Практические показы, практикумы
• Совместные физкультурные досуги, развлечения
Приобщение детей к здоровому образу жизни. Ну и конечно вся основная работа по здоровьесбережению направлена на воспитанников ДОУ. с целью формирования навыков здорового образа жизни мы используем в работе с детьми следующие формы:
• Утренняя гимнастика
• Физминутки во время НОД
• Пальчиковая гимнастика
• Динамическая пауза
• Ритмическая гимнастика
• Бодрящая гимнастика, дорожки здоровья
• Дыхательная гимнастика
• Гимнастика для глаз
• Самомассаж, точечный массаж
• Релаксация
• Прогулка
• Подвижные игры
• Сюжетно - ролевые игры с включением динамического компонента
• Физкультурные занятия на улице, в зале, в бассейне
• Спортивные праздники и развлечения
• Двигательная активность на прогулке
• Разработка и внедрение образовательных технологий, способствующих формированию у ребенка серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни : беседы, игры, чтение художественной литературы, просмотры видеофильмов.
Вывод: проблема приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни не компания одного дня деятельности и одного человека. Поэтому стабильная положительная динамика показателей здоровья детей (заболеваемость, группа здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность, а также устойчивое здровьесберегающее пространство в ДОУ может свидетельствовать о выполнении и общественного, и государственного заказа. Достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей работа возможна только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения и семья работают согласовано, целенаправленно.
Используемая литература:
1. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья : некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993
2. Белов В. И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
3. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология ХХІ века/Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. – М. : АРКТИ, 2000. – 88с.
4. Малахова С. Ю. /Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее и здоровьеформирующее образовательное пространство : теория и практика» - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2012 ч. 2 – 88 с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии. – М. :АРКТИ, 2003.
6. Хомич Е. С. Здоровьесберегающее пространство ДОУ с учетом ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 234-236.