Елена Геннадьевна Вакуленко
ФГОС до. Моделирование инновационного развивающего пространства детского учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
ФГОС выдвигает определенные требования к организации среды.
Многие полагают, что применив все дидактические принципы к организации развивающей предметной – пространственной среды выполнили свою задачу и в созданной среде группы могут организовывать образовательную деятельность, но это далеко не так. Существует много различных вариаций, идей, требований, способов построения РППС. Т. е. среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся.
Публикация «ФГОС до, Моделирование инновационного развивающего пространства детского учреждения» размещена в разделах
Начиная работу с 2013 года, мы применили массу различных вариантов в организации РППС, пришли к выводу, только тогда будет обеспечена эффективность и качество образовательной деятельности, когда вся внутренняя и внешняя территория сада будет нести образовательную, воспитательную, развивающую функцию.
Нами разработана система проектирования РППС в нашем детском саду. В течении года воспитатель выявляет дефицит в организации среды, при анализе детских интересов и увлечений. Нами создан «Калейдоскоп интересов детей». Где дети в течении дня, отдают предпочтение той или иной зоне развития (с помощью карточек с именем, либо карточки с предметами для младшего возраста).
В разделе «Кейс материалов» - помещаем сбор информации, определение местоположения, изучение опыта других Дошкольных учреждений, вовлечение участников всего образовательного процесса.
В раздел «Аудит» - помещаем «карту оценки среды» Эта карта позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Для развития детей нами задействуется все внутреннее и внешнее пространство дошкольного учреждения.
Создана «педагогика территории» - это расширение образовательного пространства. Что это означает? Например, «Лестничная педагогика» - это ознакомление детей с героями сказок, с этикетом, нормами поведения в обществе, обеспечение познавательного развития.
«Музейная педагогика» - социально – коммуникативное развитие, в котором цель – усвоение социально- культурных норм и правил, с бытом, с традициями и культурой народов, обеспечивает региональный компонент, помогает эффективно организовывать образовательный процесс, а результатом образовательной деятельности, построенной на основе комплексно- тематического планирования, может являться создание мини- музеев.
Ландшафтный дизайн внешней территории детского сада несет познавательное развитие для детей, на территории детского сада создан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «Росток», где дети знакомятся с растительным и животным миром нашего региона, развиваются эстетический вкус, умение видеть прекрасное при проведении образовательной деятельности по художественно – эстетическому направлению.
Детско – родительская педагогика (педагогика семьи», которая позволяет культивировать семейные ценности, повышать авторитет родителей в глазах ребенка, примером является выделенное пространство в групповой комнате, во внутренней территории детского сада (выставки детско – родительских проектов, тематических проектов, увлечение родителей и детей).
Индивидуализация среды: обеспеченность личного пространства ребенка, персональные выставки детей, свободное пространство для творчества.
Обеспечение психолого- педагогических условий («домики настроения») – для выстраивания индивидуальной образовательной деятельности.
Важным показателем организации пространства является как раз гибкость, вариативность, возможность перестроить, придумать что- то новое. Использование элементарных вещей позволяет варьировать пространство. Например, если накрыть стол куском ткани можно сделать из стола шатер или дом. Хороши так же ширмы для игр и для уединения. Такие атрибуты позволяют перегораживать пространство, менять его.
Еще одной новинкой нашего детского сада, является создание климатических зон развития, в каждой группе созданы такие центры, среда такого центра наполняется определенным материалом, дидактическими играми, по определенной климатической зоне, своего рода лэп бук на стене, в этом центре могут проводить образовательную деятельность дети других групп.
Таким образом, организуя предметно – пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка.