Елена Валерьевна Решетова
Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Городское методическое объединение воспитателей
дошкольных учреждений ГО Верхняя Пышма
Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ
Составил воспитатель МАДОУ «Детский сад № 17»
Решетова Елена Валерьевна
ГО Верхняя Пышма
2019 год
Публикация «Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Яна Амоса Коменского, утверждавшего: «Все чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым».
Актуальность
На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как обусловлена:
• требованиями ФГОС ДО к результатам освоения ОП ДО - интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями;
• требованиями ФГОС ДО к условиям реализации ОП ДО - интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу и включает в работу всех участников образовательного процесса;
• интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.
Принципы
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС ДО — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей. Именно поэтому принцип интеграции является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, позволяющий в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.
Задачи
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются следующие задачи:
• формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;
• интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
• интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решаются несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции :
• Вводная часть - Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
• Основная часть - Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
• Заключительная часть - Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Каждое занятие ведет 2 или более педагогов.
При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, используются такие методы, как:
• сюрпризный, игровой моменты;
• рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;
• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;
• разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Возрастных ограничений для проведения занятий с детьми с использованием интеграции нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.
Так, например, с детьми младшего возраста, используя интеграцию, можно проводить занятия по изучению и закреплению основных цветов: (познавательное развитие, физическое развитие (использование атрибутов, например: цветные флажки, платочки и т. д., художественно-эстетическое развитие (рисование). По такому же принципу – изучение и закрепление геометрических фигур.
Методы подготовки и проведения занятий:
• выбор областей;
• учет программных требований;
• выбрать основной принцип построения системы занятия;
• продумать развивающие задачи;
• использовать разнообразные виды деятельности.
Учитывать способности формирования развития различных видов мышления:
• использовать большое количество атрибутов и наглядного материала;
• использовать методы и приемы продуктивного характера;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и личностно-ориентированный подход.
Проблема
Как форма работы - интеграция охватывает своим влиянием достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений, и она располагает факторами, обеспечивающими ее широкое влияние на педагогическую теорию и практику дошкольного образования. Для этого необходимо определить объект интеграции, вычленить факторы, способствующие интегрированию выделенных объектов, а также необходимо сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса. В качестве объектов выступают предметы, образовательные области, определенные темы, которые требуется углубленного изучения, закрепления или расширения за счет интеграции. В качестве факторов интеграции могут выступать : деятельность детей, образовательные области, формы интеграционного образовательного процесса ДОУ.
Исходя из этого, педагогом разрабатывается или корректируется план работы в течение недели и составляются технологические карты интегрированных занятий.
Мы начали внедрять в практическую педагогическую деятельность данный подход. И пришли к тому, что не всегда результат был достигнут нами на все 100%, т. к занятие по выбранной теме проводилось только воспитателем. НОД с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем – логопедом были направлены на изучение другой темы. И происходила некая разрозненность в образовательном процессе.
Таким образом, определив проблему, объект интеграции, мы с коллегами приняли решение объединить усилия всех специалистов детского сада в работе над одной темой.
Так, например, на опыте своей работы я столкнулась с такой проблемой, как изучение названий детенышей животных.
Ни для кого не секрет, что дети, зачастую, искажают, не правильно называют детенышей животных: лошаденок, свиненок, собаченок, бараненок или овченок и т. д. На занятиях по изучению домашних животных особую сложность вызвало изучение названия детеныша барана и овцы – ягненка.
Нами была разработана система по изучению и закреплению знаний об ягненке.
1-ый день – педагогический (познавательная деятельность) :
Я провела занятие по изучению семьи животных - баран, овца, ягненок. На занятии дети рассматривали изображение животных. Находили сходства и различия, особенности внешнего вида, где живут и чем питаются. Во время динамической паузы использовались маски с изображением животных. Вечером, во время свободной игровой деятельности, я предложила детям настольные дидактические игры по теме домашние животные: «Найди семью», «Чей детеныш?», «Кто что ест?», «Найди соседей ягненка», пазлы с изображением ягненка. Из конструктора собрали дом для ягненка.
Познакомились и выучили два стихотворения:
«Ягненок скачет на лугу:
- Я так скакать весь день могу!
Овца ему: - Сыночек!
Ты лучше съешь цветочек!
Вкуснейший клевер (кашка)
Полезен для барашка!»
*** *** *** *** ***
«У ягненка шерсть в колечках,
Мама у него – овечка.
Он за ней след в след бежит
И от страха весь дрожит.
Это значит слишком рано
Называть его бараном».
2-ой день – музыкальная деятельность:
На музыкальном занятии дети пропевали, как блеет ягненок и козленок. Прослушивание песни «Маленький ягненок». Танец «Озорные ягнята». Драматизация сюжета песни «На лугу стоят овечки», с использованием масок:
Это Ванечка – пастух,
У него хороший слух,
Он и волка ненавидит,
И ягненка не обидит,
Не обидит нипочем.
Музыкальный оркестр, использовались маски с изображением барана, овцы, ягненка и музыкальные инструменты – барабаны. Баран играет громко – стучит три раза, овца играет чуть тише – стучит два раза, ягненок играет тихо – стучит один раз.
3-ий день – физкультурное занятие:
Проводились подвижные игры, с использованием масок животных и с использованием дополнительных атрибутов и оборудования. Подвижная игра «Волк и ягнята». Закрепление навыков основных движений: ягнята бегают, прыгают через камушки.
4-ый день – речевой:
Учитель-логопед провела с детьми пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, речевая игра «Как говорят животные?» - упражнение на звукоподражание. Дети прослушали украинскую народную сказку «Коза и Овца» на закрепление названий домашних животных и их детенышей на подворье.
Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки:
Пять ягнят гуляли на просторе,
(Быстро двигать пальчиками по столу.)
Пять ягнят пошли купаться к морю.
(Медленно переставлять пальчики по столу.)
Один из них устал.
(Загнуть большой пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Четыре ягненка гуляли на просторе,
Четыре ягненка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть указательный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Три ягненка гуляли на просторе,
Три ягненка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
— Пойду домой,— сказал.
(Загнуть средний пальчик.)
И вот вам результат:
Два ягненка гуляли на просторе,
Два ягненка пошли купаться к морю.
Один из них устал.
(Загнуть безымянный пальчик.)
— Пойду домой,— сказал.
И вот вам результат:
Один ягненок резвился на просторе,
Один ягненок пошел купаться к морю,
Потом устал. (Загнуть мизинчик.)
— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:
Ноль ягнят гуляют на просторе.
5-ый день – интегрированное занятие с участием всех специалистов детского сада:
Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности детей средней группы на тему: «Ягненок»
Цель: Обобщить знания по теме и закрепить название детеныша «ягненок»
Оборудование:
Плакаты с изображением домашних животных подворья. Плакаты с изображением козленка и ягненка.
Маски барана, овцы и ягненка.
Музыкальные инструменты (ударные и шумовые)
Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивационно – побудительный Организационный момент
Воспитатель группы:
Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами будет не простое занятие. К нам пришли гости. Вы все их знаете. Напомните мне. Кто это и как их зовут.
Давайте встанем с вами в круг и поприветствуем наших гостей:
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаюсь целый день,
Улыбаться мне не лень!
Улыбнемся друг другу, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день!
Дети называют имена педагогов
Дети встают в круг и повторяют за воспитателем
Садятся на свои места
Организационно - поисковый Вводная часть
Воспитатель группы:
Ребята, посмотрите, кто изображен на большом плакате?
А где живут эти домашние животные?
А расскажите мне, пожалуйста, вот об этих животных (выделяет на изображении барана, овцу и ягненка) Кто это? Как они называются? Чем питаются? (при необходимости, воспитатель задает наводящие вопросы) А как зовут их малыша?
Вы такие молодцы! Как много вы мне рассказали.
Основная часть
Учитель-логопед:
Да, ребята, вы правильно сказали, детеныш овцы и барана называется ягненок. А вы знаете, как еще можно назвать их малыша? Я вам сейчас расскажу. Детеныша овцы и барана еще можно назвать маленькая овечка, если это девочка или маленький барашек, если это мальчик.
Логопед зачитывает стихотворение-загадку:
Папа у меня – баран,
Матушка – овечка.
На вопрос же, кто я сам,
Вряд ли вам отвечу!
Помогите мне, друзья,
Подскажите, кто же я –
Бараненок иль овченок?
Ой! Я вспомнил! Я – (.ягненок!
Игра «Лови, бросай – о ягненке расскажи». Подбор прилагательных, действий, глаголов о ягненке. Педагог бросает мяч – задает вопрос, а ребенок возвращает мяч с ответом.
Инструктор по физкультуре:
Молодцы, ребята! Вы теперь знаете, как называется детеныш барана и овцы. Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг.
«Ягнята не могут на месте сидеть,
Им надо попрыгать, головой повертеть.
Потопать копытцами, спину прогнуть.
И весело к мамочке милой прильнуть.
Тут вышел во двор баран погулять.
Хочет с нами в кругу поплясать
Вы скорее выходите вместе с бараном попляшите.»
Музыкальный руководитель: (раздает некоторым детям, на которых нет масок животных, музыкальные инструменты и под игру на баяне остальные дети выполняют движения)
«1-подняться, подтянуться,
2- согнуться, ног коснуться,
3- присесть,
4- прыгнуть,
5- тихонько спинку выгнуть,
6- на место тихо сесть.»
Заключительная часть
Воспитатель:
Ребята, я вам предлагаю пройти, сесть за столы на свои места.
У вас на столах лежать заготовки, шаблоны, изображающие ягненка. Куски ваты и клей. Наша задача превратить плоски, скучный шаблон в объемное, милое и пушистое изображение ягненка. Давайте, приступим к работе…
Дети описывают, что изображено на плакате
Рассказывают о баране, овце и ягненке (особенности внешнего вида, где живут, чем питаются и т. д.)
Отвечают на вопросы воспитателя
Дети повторяют за логопедом, проговаривают «маленький барашек», «маленькая овечка»
Хором отвечают (продолжают) стихотворение
Дети встают в круг на ковре. Повторяют движения за физинструктором.
На некоторых детях надеты маски барана, овцы и ягненка.
Дети выполняют указания педагогов и движения по примеру физинструктора.
Дети работают над поделкой, выполняя указания и рекомендации педагога
Рефлексивно - корригирующий Какие замечательные ягнята у вас получились.
А скажите, ребята, что вы сегодня вспомнили?
О ком вы рассказали нашим гостям?
А что нового вы узнали?
Как можно еще, по другому назвать детеныша барана и овцы?
А что еще интересного и необычного было в нашем занятии?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
В течение недели родителям было дано творческое домашнее задание – совместно с детьми изобразить ягненка (нарисовать, слепить, сделать поделку).
Объединение педагогов всего детского сада в работе над одной конкретной темой или проблемой и создает единое образовательное пространство, что от нас педагогов ДОУ и требует современный ФГОС ДО.
В результате совместной деятельности педагогов, опыт работы нашего детского сада показывает, что интегративный подход дает, безусловно, положительные результаты в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей способствует повышению эффективности занятия. Снимает утомляемость, перенапряжение у детей во время занятия. Тот момент, что идет смена педагогов и видов деятельности помогает удерживать внимание и концентрацию детей на конкретной, изучаемой проблеме, то есть – на объекте изучения. Дает детям возможности реализовать творческие способности, способствует развитию коммуникативных навыков и умению свободно делиться впечатлениями.