МААМ-картинки

Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ

Елена Валерьевна Решетова
Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

Городское методическое объединение воспитателей

дошкольных учреждений ГО Верхняя Пышма

Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ

Составил воспитатель МАДОУ «Детский сад № 17»

Решетова Елена Валерьевна

ГО Верхняя Пышма

2019 год

Публикация «Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ» размещена в разделах

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Яна Амоса Коменского, утверждавшего: «Все чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым».

Актуальность

На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как обусловлена:

• требованиями ФГОС ДО к результатам освоения ОП ДО - интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями;

• требованиями ФГОС ДО к условиям реализации ОП ДО - интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу и включает в работу всех участников образовательного процесса;

интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким.

Принципы

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания всесторонне развитой личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС ДО — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей. Именно поэтому принцип интеграции является основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, позволяющий в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Задачи

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаются следующие задачи:

формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решаются несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции :

• Вводная часть - Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

• Основная часть - Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

• Заключительная часть - Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Каждое занятие ведет 2 или более педагогов.

При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, используются такие методы, как:

• сюрпризный, игровой моменты;

• рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;

разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Возрастных ограничений для проведения занятий с детьми с использованием интеграции нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Так, например, с детьми младшего возраста, используя интеграцию, можно проводить занятия по изучению и закреплению основных цветов: (познавательное развитие, физическое развитие (использование атрибутов, например: цветные флажки, платочки и т. д., художественно-эстетическое развитие (рисование). По такому же принципу – изучение и закрепление геометрических фигур.

Методы подготовки и проведения занятий:

• выбор областей;

• учет программных требований;

• выбрать основной принцип построения системы занятия;

• продумать развивающие задачи;

• использовать разнообразные виды деятельности.

Учитывать способности формирования развития различных видов мышления:

• использовать большое количество атрибутов и наглядного материала;

• использовать методы и приемы продуктивного характера;

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и личностно-ориентированный подход.

Проблема

Как форма работы - интеграция охватывает своим влиянием достаточно большое число дидактических, воспитательных явлений, и она располагает факторами, обеспечивающими ее широкое влияние на педагогическую теорию и практику дошкольного образования. Для этого необходимо определить объект интеграции, вычленить факторы, способствующие интегрированию выделенных объектов, а также необходимо сформулировать ожидаемый результат с учетом потребностей и особенностей участников образовательного процесса. В качестве объектов выступают предметы, образовательные области, определенные темы, которые требуется углубленного изучения, закрепления или расширения за счет интеграции. В качестве факторов интеграции могут выступать : деятельность детей, образовательные области, формы интеграционного образовательного процесса ДОУ.

Исходя из этого, педагогом разрабатывается или корректируется план работы в течение недели и составляются технологические карты интегрированных занятий.

Мы начали внедрять в практическую педагогическую деятельность данный подход. И пришли к тому, что не всегда результат был достигнут нами на все 100%, т. к занятие по выбранной теме проводилось только воспитателем. НОД с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем – логопедом были направлены на изучение другой темы. И происходила некая разрозненность в образовательном процессе.

Таким образом, определив проблему, объект интеграции, мы с коллегами приняли решение объединить усилия всех специалистов детского сада в работе над одной темой.

Так, например, на опыте своей работы я столкнулась с такой проблемой, как изучение названий детенышей животных.

Ни для кого не секрет, что дети, зачастую, искажают, не правильно называют детенышей животных: лошаденок, свиненок, собаченок, бараненок или овченок и т. д. На занятиях по изучению домашних животных особую сложность вызвало изучение названия детеныша барана и овцы – ягненка.

Нами была разработана система по изучению и закреплению знаний об ягненке.

1-ый день – педагогический (познавательная деятельность) :

Я провела занятие по изучению семьи животных - баран, овца, ягненок. На занятии дети рассматривали изображение животных. Находили сходства и различия, особенности внешнего вида, где живут и чем питаются. Во время динамической паузы использовались маски с изображением животных. Вечером, во время свободной игровой деятельности, я предложила детям настольные дидактические игры по теме домашние животные: «Найди семью», «Чей детеныш?», «Кто что ест?», «Найди соседей ягненка», пазлы с изображением ягненка. Из конструктора собрали дом для ягненка.

Познакомились и выучили два стихотворения:

«Ягненок скачет на лугу:

- Я так скакать весь день могу!

Овца ему: - Сыночек!

Ты лучше съешь цветочек!

Вкуснейший клевер (кашка)

Полезен для барашка!»

*** *** *** *** ***

«У ягненка шерсть в колечках,

Мама у него – овечка.

Он за ней след в след бежит

И от страха весь дрожит.

Это значит слишком рано

Называть его бараном».

2-ой день – музыкальная деятельность:

На музыкальном занятии дети пропевали, как блеет ягненок и козленок. Прослушивание песни «Маленький ягненок». Танец «Озорные ягнята». Драматизация сюжета песни «На лугу стоят овечки», с использованием масок:

Это Ванечка – пастух,

У него хороший слух,

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обидит нипочем.

Музыкальный оркестр, использовались маски с изображением барана, овцы, ягненка и музыкальные инструменты – барабаны. Баран играет громко – стучит три раза, овца играет чуть тише – стучит два раза, ягненок играет тихо – стучит один раз.

3-ий день – физкультурное занятие:

Проводились подвижные игры, с использованием масок животных и с использованием дополнительных атрибутов и оборудования. Подвижная игра «Волк и ягнята». Закрепление навыков основных движений: ягнята бегают, прыгают через камушки.

4-ый день – речевой:

Учитель-логопед провела с детьми пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, речевая игра «Как говорят животные?» - упражнение на звукоподражание. Дети прослушали украинскую народную сказку «Коза и Овца» на закрепление названий домашних животных и их детенышей на подворье.

Выполнение действий и движений пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения и потешки:

Пять ягнят гуляли на просторе,

(Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять ягнят пошли купаться к морю.

(Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал.

(Загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Четыре ягненка гуляли на просторе,

Четыре ягненка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(Загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Три ягненка гуляли на просторе,

Три ягненка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

— Пойду домой,— сказал.

(Загнуть средний пальчик.)

И вот вам результат:

Два ягненка гуляли на просторе,

Два ягненка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал.

И вот вам результат:

Один ягненок резвился на просторе,

Один ягненок пошел купаться к морю,

Потом устал. (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Ноль ягнят гуляют на просторе.

5-ый день – интегрированное занятие с участием всех специалистов детского сада:

Технологическая карта интегрированной образовательной деятельности детей средней группы на тему: «Ягненок»

Цель: Обобщить знания по теме и закрепить название детеныша «ягненок»

Оборудование:

Плакаты с изображением домашних животных подворья. Плакаты с изображением козленка и ягненка.

Маски барана, овцы и ягненка.

Музыкальные инструменты (ударные и шумовые)

Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей

Мотивационно – побудительный Организационный момент

Воспитатель группы:

Доброе утро, ребята! Сегодня у нас с вами будет не простое занятие. К нам пришли гости. Вы все их знаете. Напомните мне. Кто это и как их зовут.

Давайте встанем с вами в круг и поприветствуем наших гостей:

Улыбнусь я себе,

Улыбнусь я тебе,

Улыбаюсь целый день,

Улыбаться мне не лень!

Улыбнемся друг другу, чтобы у нас у всех было хорошее настроение весь день!

Дети называют имена педагогов

Дети встают в круг и повторяют за воспитателем

Садятся на свои места

Организационно - поисковый Вводная часть

Воспитатель группы:

Ребята, посмотрите, кто изображен на большом плакате?

А где живут эти домашние животные?

А расскажите мне, пожалуйста, вот об этих животных (выделяет на изображении барана, овцу и ягненка) Кто это? Как они называются? Чем питаются? (при необходимости, воспитатель задает наводящие вопросы) А как зовут их малыша?

Вы такие молодцы! Как много вы мне рассказали.

Основная часть

Учитель-логопед:

Да, ребята, вы правильно сказали, детеныш овцы и барана называется ягненок. А вы знаете, как еще можно назвать их малыша? Я вам сейчас расскажу. Детеныша овцы и барана еще можно назвать маленькая овечка, если это девочка или маленький барашек, если это мальчик.

Логопед зачитывает стихотворение-загадку:

Папа у меня – баран,

Матушка – овечка.

На вопрос же, кто я сам,

Вряд ли вам отвечу!

Помогите мне, друзья,

Подскажите, кто же я –

Бараненок иль овченок?

Ой! Я вспомнил! Я – (.ягненок!

Игра «Лови, бросай – о ягненке расскажи». Подбор прилагательных, действий, глаголов о ягненке. Педагог бросает мяч – задает вопрос, а ребенок возвращает мяч с ответом.

Инструктор по физкультуре:

Молодцы, ребята! Вы теперь знаете, как называется детеныш барана и овцы. Давайте с вами поиграем. Вставайте в круг.

«Ягнята не могут на месте сидеть,

Им надо попрыгать, головой повертеть.

Потопать копытцами, спину прогнуть.

И весело к мамочке милой прильнуть.

Тут вышел во двор баран погулять.

Хочет с нами в кругу поплясать

Вы скорее выходите вместе с бараном попляшите.»

Музыкальный руководитель: (раздает некоторым детям, на которых нет масок животных, музыкальные инструменты и под игру на баяне остальные дети выполняют движения)

«1-подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.»

Заключительная часть

Воспитатель:

Ребята, я вам предлагаю пройти, сесть за столы на свои места.

У вас на столах лежать заготовки, шаблоны, изображающие ягненка. Куски ваты и клей. Наша задача превратить плоски, скучный шаблон в объемное, милое и пушистое изображение ягненка. Давайте, приступим к работе…

Дети описывают, что изображено на плакате

Рассказывают о баране, овце и ягненке (особенности внешнего вида, где живут, чем питаются и т. д.)

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети повторяют за логопедом, проговаривают «маленький барашек», «маленькая овечка»

Хором отвечают (продолжают) стихотворение

Дети встают в круг на ковре. Повторяют движения за физинструктором.

На некоторых детях надеты маски барана, овцы и ягненка.

Дети выполняют указания педагогов и движения по примеру физинструктора.

Дети работают над поделкой, выполняя указания и рекомендации педагога

Рефлексивно - корригирующий Какие замечательные ягнята у вас получились.

А скажите, ребята, что вы сегодня вспомнили?

О ком вы рассказали нашим гостям?

А что нового вы узнали?

Как можно еще, по другому назвать детеныша барана и овцы?

А что еще интересного и необычного было в нашем занятии?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

В течение недели родителям было дано творческое домашнее задание – совместно с детьми изобразить ягненка (нарисовать, слепить, сделать поделку).

Объединение педагогов всего детского сада в работе над одной конкретной темой или проблемой и создает единое образовательное пространство, что от нас педагогов ДОУ и требует современный ФГОС ДО.

В результате совместной деятельности педагогов, опыт работы нашего детского сада показывает, что интегративный подход дает, безусловно, положительные результаты в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей способствует повышению эффективности занятия. Снимает утомляемость, перенапряжение у детей во время занятия. Тот момент, что идет смена педагогов и видов деятельности помогает удерживать внимание и концентрацию детей на конкретной, изучаемой проблеме, то есть – на объекте изучения. Дает детям возможности реализовать творческие способности, способствует развитию коммуникативных навыков и умению свободно делиться впечатлениями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуре в ДОУ «Интегрированный подход в проведении занятий по физической культуре в ДОУ» Хрипунова Елена Анатольевна инструктор по физической культуре.

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС .

Интегрированный подход в обучении дошкольников Сэкономить детям время для общения, самостоятельного творчества и игровой деятельности поможет применение интегрированных занятий. На таких.

Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. В условиях, когда большинство семей озабочено.

Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ «Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ». 1 СЛАЙД Жизнь в ХХ веке ставит перед нами.

План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Актуальность выбранной темы:.

Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС доСоздание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Взаимодействие с семьёй для создания единого коррекционного пространства развития ребёнка Из опыта работы воспитателя коррекционной группы для детей с ТНР Васиной Светланы Алексеевны Взаимодействие с семьёй для создания единого.

Экскурсия как форма обучения старших дошкольниковЭкскурсия как форма обучения старших дошкольников Экскурсия - одна из форм обучения старших дошкольников. В нашем поселке есть Историко-краеведческий музей в который мы предлагаем отправится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ
Опубликовано: 27 января 2019 в 17:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валерьевна Решетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД