Елена Прокофьева
Создание цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования необходимо создание современной цифровой среды. Новые образовательные стандарты ставят перед системой образования задачу : подготовить порастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Реализация данной задачи предусматривает изменение коммуникативной ситуации в учебном процессе, воплощение деятельностного, компетенностого подхода, использование интерактивных технологий обучения. Разработка и введение современных методов обучения предполагает использование таких средств обучения, как компьютерные технологии и цифровая образовательная среда.
Публикация «Создание цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью цифровых средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Актуальность подчеркивается также преемственностью между школой и детским садом. Современные занятия с использованием компьютерных технологий и интернет ресурсов плотно вошли в жизнь школ и высших учебных заведений, и педагоги образовательных организаций отмечают большую заинтересованность обучающихся, повышение интереса к познанию при работе с ними. Они предполагают использование информационных и интерактивных технологий в образовательном процессе и позволяют реализовать разнообразные формы работы с ними,
Дошкольная образовательная организация, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Чтобы идти в ногу со временем, сделать обучение осознанным и эффективным, в работе с детьми просто необходимы нестандартные подходы, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются электронные образовательные ресурсы и ИКТ, широко применяющиеся в области образования как адаптивные и индивидуализированные средства обучения. Они несут в себе функции технических и аудиовизуальных средств обучения, в том числе и компьютерных, способствующих повышению эффективности образовательного процесса, а значит и повышение качества образования
Организация современной цифровой среды способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, (обогащения развивающей среды дошкольного образовательного учреждения). Дошкольник лучше воспринимает информацию, заключенную в формуле «звук – цвет –анимация». Кроме того, цифровые технологии являются частью детского социально-культурного опыта вне образовательных учреждений. Принцип автодидактизма, механизмы программированного контроля, на которых построены современные цифровые технологии, помогают педагогу избегать руководящих инструкций в процессе обучения, становясь на позицию помощника, выступающего с ребенком «на равных» в образовательном процессе. Кроме того, цифровые технологии дают быструю реакцию на правильность или неправильность выполнения задания детьми, могут рекомендовать индивидуальный образовательный маршрут, в то время как в условиях массового образования у педагога это может вызывать сложности. И наконец, цифровые технологии позволяют сделать образование доступным для всех категорий детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада и семьи, в том числе, при организации дистанционного обучения (это помогло нам в работе в период самоизоляции, создания социальных образовательных сетей и сообществ. Очень важна работа Консультационного центра с родителями неорганизованных детей. Почти вся работа данного центра осуществляется по средством интернет.
Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.
Анализ сложившейся ситуации привел нас к необходимости расширения спектра использования цифровых технологий, позволяющих обеспечить обновление содержания образования и оптимизировать применение развивающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности. Все это, по нашему мнению, влечет за собой изменение роли педагога, который становится куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами. Такой педагог максимально индивидуализирует траектории развития детей и создает необходимые условия для заинтересованного участия родителей в процессе воспитания и образования ребенка.
В связи с этим, перед коллективом МАДОУ встала проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?
Педагогический коллектив поставил перед собой цель: Создание современной цифровой образовательной среды в целях обеспечения высокого качества и доступности дошкольного образования.
ЗАДАЧИ:
1. Разработать модель цифровой образовательной среды в МАДОУ, обеспечив всех участников образовательного процесса единой информационной основой, позволяющей получать объективную информацию для принятия управленческих решений.
2. Повысить качество образования через активное внедрение цифровых образовательных средств и ИКТ :
- Совершенствовать материально-технические условия создания цифровой образовательной среды МАДОУ;
- Расширить ресурсы для профессионального обучения педагогов, побуждая активно использовать ИКТ и электронные образовательные ресурсы, обеспечив методическое сопровождение;
- Создать единое информационное пространство, наладив сетевое взаимодействие между педагогами, администрацией и родителями МАДОУ;
- Обеспечить доступность образования за счет индивидуализации процесса развития воспитанников.
3. Формировать информационную культуру участников образовательного процесса в целях сохранения здоровья и обеспечения безопасности.
В данной работе по созданию современной цифровой образовательной среды основными выступают четыре главных направления:
— техническое оснащение;
— внедрение новых информационных технологий;
— создание информационного образовательного пространства;
— формирование информационной культуры.
Техническое оснащение включало в себя:
• Анализ материально – технических условий. В МАДОУ функционируют 10 компьютеров, 1 интерактивная доска, 9 мультимедийных досок; 2 тачпанелей, 3 телевизора в холлах здания. В доступе воспитанников все цифровые устройства. В это лето во все помещения с воспитанниками проведен проводной интернет.
• Анализ методических условий. В МАДОУ педагогами созданы картотека презентаций, интерактивных игр, видеофильмов по различным темам образовательной программы МАДОУ. Создана компьютерная школа для педагогов: семинары для воспитателей «Основы начальной компьютерной грамотности», «Культура использования компьютера», «Создание видеофильмов», «Создание презентаций», «Как создать интерактивную игру», «Информатизация учебно – воспитательного процесса».
• Анализ кадровых условий. Больше затруднений и неприятия цифровых технологий у педагогов стажистов - 35 %.
В начале деятельности в 2016 году проводился мониторинг состояния информационно-управленческой среды МАДОУ по критериям разработанным Л. В. Красильниковой и О. А. Сафоновой.
Сравнительный анализ данных состояния информационно-управленческой среды на начало и конец периода показывает существенные изменения в таких ее компонентах, как информационный и организационный. Если на начало года степень удовлетворительности их состояния характеризовался как 0%, то в 2020 году информационный компонент оценивается в 50%, а организационный в 80%.
В то же время, мы столкнулись с тем, что воспитатели на начальном этапе недостаточно и крайне редко использовали цифровые ресурсы в образовательном процессе. Причин этому множество. Среди них сложность и высокозатратность мультимедийного оборудования, недоверие к цифровым технологиям со стороны общественности, родителей и самих педагогов, неразвитость собственных педагогических навыков работы с интерактивными ресурсами, несформированность фонда мультимедийных игр, соответствующих особенностям познавательной деятельности, мышления, внимания и восприятия дошкольников.
В соответствии с планом внедрения ИКТ в МАДОУ «Детский сад № 393» обогащалась вся материально-техническая база по информатизации образовательного процесса (административные компьютеры, ноутбуки, проекторы, мультимедийные системы, интерактивная доска, ноутбуки для детей и др. компьютерная техника).
Почти все группы оснащены ноутбуками, мультимедийными проекторами и экранами, аудиотехникой. ИКТ активно используется в образовательной деятельности (педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти медиапроекторов и компьютеров).
По направлению внедрения новых информационных технологий
Большое внимание уделяли обучению педагогов по ИКТ. Учились в Большое внимание уделяли обучению педагогов по ИКТ. Учились в НГПУ по линии профсоюза. Данные курсы прошли 8 педагогов. С 2016 года НИРО предлагала для повышения квалификации дистанционно – очные курсы. Их прошли 3 педагогов. За 2019 – 2020 учебный год 14 педагогов МАДОУ прошли дистанционные курсы в рамках вебинаров. В МАДОУ также активно использовались замом заведующего и старшим воспитателем ИКТ для повышения квалификации педагогов. С 2014 года рассматриваются и утверждаются планы ИКТ и ЦОС.
В МАДОУ сформирована электронная библиотека, где педагоги могут найти дидактические и методические материалы, электронные пособия и др., а также презентации, дидактические игры, мультфильмы и фильмы для детей.
Наши педагоги периодически проходят курсовую подготовку или профессиональную переподготовку в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения.
Педагогики планомерно осваивали традиционные ресурсы, в которых основной упор делается на использовании представленных в электронной форме «традиционных» для ДОО ресурсов — видео и аудио фрагментов, статических изображений и пр.
На втором этапе использовали презентации, слайд-шоу, самостоятельно заснятые видео.
На третьем этапе самостоятельно создавали компьютерные игры (игры для развития памяти, воображения, мышления и др; игры- путешествия, «бродилки» и другие).
В рамках работы творческой группы были разработаны методические рекомендации к применению ИКТ и ЭОР от 1 младшей до подготовительной группы:
Для реализации создания информационного образовательного пространства строилась работа по всем образовательным областям ФГОС ДО, в рамках реализации ООП ДО «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» мы взаимодействовали друг с другом: педагоги с родителями, с организациями социума.
В соответствии с образовательной программой в образовательный процесс проникли информационно – коммуникативные технологии, электроно – образовательные ресурсы и ЭОР. Они широко используются по каждой образовательной области в соответствии с комплексно – тематическим планом: интерактивные игры, в которые заложен самоконтроль. Разработаны интерактивные игры по каждой образовательной области.
Результаты работы показывают, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий.
Среди интересных цифровых инноваций для административно-хозяйственного и педагогического персонала следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения. Это выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и активного распространения онлайн-курсов МООС (Massive open online courses). Динамика развития онлайн-обучения стимулируется ростом числа доступных онлайн-курсов. Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была открыта только для узкого круга специалистов.
При взаимодействии с родителями использовались цифровые технологии, дистантное обучение. Родители все чаще общаются с педагогами и получают информацию о своем ребенке средствами современных интерфейсов: Viber, WhatsApp, Telegram, сайт детского сада, электронная почта и др.
Важно также, на наш взгляд, обучение детей правильному отношению к гаджетам и доступу в сеть ИНТЕРНЕТ. Важно, чтобы дети не воспринимали игры в интернете как времяпровождение, а как время для обучения, общения.
В процессе обучения организовывать с учетом требований СаНПиН и мы вместе с детьми разработали правила использования компьютера, мультимедийной доски, ТЧ патча.
Следующее направление: Дополнительное образование средствами ИКТ. МАДОУ оказывает 11 дополнительных услуг и в каждой из них используются ИКТ технологии. Но особенно в кружке «Легороботехники», где дети по схеме составляю постройку и программируют, что она будет делать и в кружке «Умники и умницы», где дети учатся правильно пользоваться компьютером, учатся азам информатики, выполняют творческие задания.
Электронные материалы обладают огромным потенциалом, создающим условия для успешного решения дидактических задач.
Данная работа позволит обеспечить переход педагогов на более высокий уровень овладения цифровыми технологиями в целях повышения качества и эффективности проводимой работы.