Евгения Ройтман
Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей является актуальной, оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, Сахалинской области.
Здоровье ребенка зависит от факторов – наследственность 20 %, экологии 20 %, от условий и образа жизни, воспитания в семье 50 %, медицинское обслуживание 10 %.
Если на наследственность и окружающую среду мы пока не можем воздействовать, то необходимость обратить внимание на значимый компонент – образ жизни, то есть системы воспитания и обучения, в частности на физическое воспитание и охрану психического здоровья.
Публикация «Создание здоровьесберегающих условий для воспитанников» размещена в разделах
На этапе дошкольного развития задача сбережения, укрепления и поддержки здоровья, соматически ослабленных детей является доминирующей, определяющей и требующей поиска адекватных условий его сбережения. У ребенка 2 – 7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении. И избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. Значимая доля ответственности за это лежит на воспитывающих взрослых, педагогах и родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции не учитывают возможности детей, что приводит к неблагоприятным для детского организма последствиям.
Традиционные подходы к решению проблемы воспитания соматически ослабленного ребенка имеет два варианта: создание условий для воспитания соматически ослабленных детей лил тактика оздоровления в санаториях, домашних условиях, то есть в любом случае активным является взрослый по отношению к здоровью ребенка.
Для решения проблемы сбережения здоровья детей в МБДОУ ЦРР детский сад №5 «Полянка» создан центр «Здравушка», в который входят администрация, медицинские работники, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, музыкальный работник, воспитатели данного учреждения, врачи детской городской больницы, а так же специалисты «Центра здоровья».
Главной задачей является повышение содержательной смысловой компетентности в сфере здоровьесбережения всех данных специалистов, родителей детей детского сада и неорганизованных детей микрорайона.
Исходя из этого, Целью проекта является повышение содержательной, смысловой компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей, активизации субъективной позиции взрослых как носителей здорового образа жизни, преумножение собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экономических факторов.
Нам важно показать специалистам, что необходимо организовывать совместную работу с родителями, которым предоставляется возможность вместе с педагогическими и медицинскими работниками детского сада изучить и оценить здоровье каждого ребенка, выбрать индивидуальную тактику его формирования. Здоровыми детьми врачи и родители считают тех, которые жизнерадостны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды.
Основные задачи проекта:
1. Определить наиболее эффективные формы работы с детьми в ДОУ и семье, обеспечивающие повышение уровня физического развития детей, их физической подготовленности, развитие двигательных способностей, формирование ценностного отношения к самому себе и физической культуре, своему здоровью, снижение заболеваемости.
2. Повысить уровень компетентности и рефлексивности педагогических кадров и родителей как организованных, так и неорганизованных детей в области физического воспитания и здоровьесбережения детей на разных этапах онтогенеза.
3. Обеспечить популяризацию направлений здоровьесбережения детей в социуме.
4. Создать условия в ДОУ для комфортного сотрудничества всех субъектов педагогического процесса, при формировании гармоничной личности соматически ослабленного ребенка-дошкольника.
В рамках проекта основными мероприятиями стали следующие формы работы:
- обучение на лекциях по профилактике заболеваемости для родителей;
- обучение на практических семинарах по использованию эффективных форм работы с детьми, педагогами и родителями;
- консультирование;
- семинары по технологии здоровьесбережения для специалистов;
- презентация опыта семей по физическому воспитанию и оздоровлению детей;
- защита детско-родительских проектов «Сотвори здоровье сам»;
- создание и презентация валеологической среды в ДОУ и семье ребенка с ослабленным иммунитетом и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Прогнозируемый результат.
Эффективность реализации нашего проекта можно оценить, опираясь на следующие критерии:
1. уровень заболеваемости;
2. эмоциональный фон при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
3. степень активности родителей;
4. качество образовательного процесса по физическому воспитанию;
5. содержание валеологической среды в ДОУ;
6. уровень освоения детьми программы по физическому воспитанию.
Реализация проекта предполагает:
- снижение уровня заболеваемости и коррекцию опорно-двигательного аппарата;
- активное вовлечение родителей в процесс оздоровления и физического воспитания детей;
- повышение эффективности работы с детьми в формировании активной позиции в приобретении навыков ЗОЖ;
- освоение технологий здоровьесбережения;
- освоение критериев здоровья на теоретическом и практическом уровне: подбор оптимальных способов оздоровления с учетом индивидуальных возможностей;
- предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий оптимального психического климата в группе и семье.
В детском саду ведется ряд мероприятий по укреплению иммунитета и профилактике ОРВИ, которые мы проводим ежедневно:
- теплое витаминизированное питье;
- включение в рацион питания лука и чеснока;
- кислородные коктейли;
- обработка носовых ходов оксолиновой кислотой;
- рассасывание клюквы и т. д.
Комплекс по контрастному закаливанию:
- утренняя гимнастика;
- прогулки с детьми;
- воздушные контрастные ванны, гимнастика после сна;
- полоскание рта отварами трав (кипяченой водой);
- обширное умывание;
- туалет носа;
- бассейн и т. д.