Татьяна Станиславовна Дементьева
Современный педагог детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог детей раннего возраста
Дементьева Татьяна Станиславовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №49
Калининского района
Санкт-Петербурга
Современный педагог раннего возраста.
Современная образовательная система требует отдать приоритеты развитию ребенка. Это особенно актуально в дошкольном возрасте, которое справедливо считают временем расцвета, годами формирования творческих особенностей. Именно в этот период ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор парадоксально глубоких мыслей. В раннем возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладают взрослые. В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества. Проявления искреннего интереса к ребенку – вот что требуется от воспитателя группы раннего возраста. Профессионализм – глубокое знание особенностей этого возраста, нестандартное владение умениями, которые необходимы в общении с такими детьми, также сильная мотивационно-эмоциональная заряженность на работу с детьми именно этого возраста и достижение в ней неординарного результата. Немаловажное требование относится к человеческим качествам воспитателя. Идеалом античного образования был не какой-то отрешенный от жизни мыслитель, а, как говорили греки, человек «красивый и добрый», полагая при этом, что он должен соответствовать своему предназначению. Еще – хорошее здоровье. Кроме того, большое значение имеет внешний вид педагога, умение красиво одеваться, культура речи и манеры. Воспитатель группы раннего возраста – это, по существу, визитная карточка дошкольного учреждения. Хотелось бы, чтобы родители и ребенок, впервые переступив порог детского сада, увидели образованного, обаятельного, интеллигентного педагога. Модернизация образования целиком и полностью зависит от степени готовности к изменениям и новшествам всего педагогического корпуса. Педагоги, обладая фундаментальными психолого-педагогическими знаниями и используя новейшие технологии, должны грамотно создавать условия для воспитания и образования подрастающего поколения, своевременно определять проблемы, увидеть положительные результаты и динамику развития детей раннего возраста и, как следствие скорректировать и выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Качественно проделанная работа в д/с определит перспективы личностного развития каждого воспитанника и снижает риски, связанные с поступлением в школу. Слаженность работы специалистов дошкольного учреждения – важная задача, которая также помогает грамотно организовать период адаптации детей раннего возраста к условиям д/с. Психолог в помощь педагогов проводит аутотренинги, разрабатывает содержание буклетов, цель которых – настроить на деловой ритм и снять напряжение у сотрудников, родителей. Очень важно, чтобы педагогические работники постоянно совершенствовали такие профессиональные качества, как взаимопонимание, педагогическая рефлексия, желание работать творчески, с оптимизмом, без боязни меняться самим, воспринимать и вносить новые технологии в педагогический процесс, добиваться положительных результатов, улучшая качество собственной работы. Как мы видим, современные дети, действительно другие. Но они другие потому, что изменился социальный мир, в котором они живут, изменились научные данные об организации и возможностях обучения и воспитания. И это означает, что к детям приходит другой педагог. Но что в этом педагоге должно быть, действительно, другим, а что следует оставить неизменным? Ответ на такой вопрос требует пересмотра содержания и форм подготовки специалистов для системы дошкольного воспитания. С введением ФГОС- это особенно актуально. Творчество становится необходимым условием социализации, и современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек – творческая личность. Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становиться сам. Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может быть и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи» (В. Сухомлинский). Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. Основная идея, которой руководствуемся в работе с детьми раннего возраста - это идея создания особым образом организованного для них жизненного пространства. В нем малышам создается максимум условий, чтобы они могли учиться искусству жить и искусству мыслить, как можно быстрее адаптироваться к большому миру, который ждет их за порогом дошкольного учреждения. Традиционная установка, которой руководствуется воспитатель, примерно такова: «Мы привели детей, я должна до прихода родителей охранять, кормить, воспитывать и учить, как это предписано программой и методиками». Ребенок проводит в д/с до 70 % своей активной жизни, и дошкольное учреждение, в принципе, почти такой же родной дом, как и дом родителей. Поэтому «путь в развитие» разумно начинать с изменений взглядов на дошкольное учреждение, соответственно изменению профессиональных психолого-педагогических установок. Малыш пришел к нам не за тем, чтобы мы манипулировали им, не за тем, чтобы мы учили его. Он пришел к нам, чтобы жить, жить весело, интересно, спокойно, обрести друзей, реализовать себя в интересной ему деятельности. Совместное творчество ребенка, поощрение творческой инициативы – один из главных элементов здоровьесберегающих образовательных технологий. Творческое знание как знание ассоциативное способствует развитию воображения, а на основе его – и диалектического мышления. Оно же, в свою очередь, является важнейшим компонентом психического здоровья. В группах раннего возраста психолого-педагогическое сопровождение является вспомогательным методом, связанным с необходимостью коррекции нарушений развития или с решением вопросов по поводу опережающего развития малыша. Сопровождая развитие ребенка, воспитатель прежде всего опирается на его влечения, интересы, потребности, опыт. Этот метод требует от воспитателя не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним (личностноориентированная модель). Направляем, когда это связано со здоровьем, понятием и принятием общечеловеческих ценностей, приобщением к нормативному поведению. Сопровождением, когда хотим максимально развить познавательную сферу, раскрыть творческие потенции малыша. Сопровождаем всех детей, но по разному, в зависимости от индивидуального развития. Маленький ребенок всегда должен быть добрым ко всему живому. Воспитание доброты требует от воспитателя большого такта и чуткости. «Сильные – всегда добрые» - эти мудрые слова А. М. Горького являются путеводителем в воспитания личности. Радость бытия в духовной жизни ребенка должна сливаться с уважением к чужой жизни, к чужой слабости. Лиса пусть будет Лисичкой-сестричкой, а мышь – Мышкой-Норушкой… С защиты живого существа должна начинаться детская жизнь, а не с уничтожения. Потом став взрослым, человек поймет, что нельзя любить всех, что отношение к живым существам зависит от того, вредны они или полезны. А в детстве человек должен воспитываться в духе любви, доброты, сердечности. Ранний возраст – уникальный период, обладающий яркими и выразительными особенностями, которые накладывают определенный отпечаток на организацию педагогического процесса. Четкая, профессионально сложенная и продуманная работа специалистов детского сада, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ. Создание возможности для оказания консультативной помощи и поддержки родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, начинающих посещать детский сад. Учитывая полученную информацию, родители успешнее осваивают новые игровые способы взаимодействия со своими детьми, знакомятся с игровыми технологиями, учатся понимать своего ребенка. Это способствует развитию у детей раннего возраста доверительных отношений с окружающими людьми – со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие «ребенок-родитель-педагог» Мы стремимся к тому, чтобы в детском коллективе царствовала гармония благополучия, радости, счастья. Вместо заключения: Доверчивы глаза детей, И ангелы хранят их души, Пусть безмятежный тот покой, Ничто вовеки не нарушит, И пусть не катится слеза Ни от обид, ни от печалей, И, словно солнышко, всегда Улыбка на лице сияет.