Татьянина Наталья
Современный метод обучения грамоте
▼ Скачать +Заказ
На современном этапе используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Звуковымон называется потому, что за основу аналитико-синтетической работы берётся звук. Буква вводится как обозначение звука после знакомства с данным звуком. Здесь необходимы упражнения в артикуляции звуков, слышании звуков в разных позициях и, обязательно, характеристика звуков. В «Русской азбуке» В. Г. Горецкого последовательность изучения звуков и букв определяется принципом частотности.
Публикация «Современный метод обучения грамоте» размещена в разделах
Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи.
Последовательность аналитической работы:
Выделение из речи предложений, деление предложений на слова, а слова на слоги и звуки.
Слого-звуковой анализ слова:
1. Загадывается загадка о предмете, вывешивается предметная картинка и выясняется значение слова;
2. Выставляется схема к данному слову.
- Посмотрите на схему слова. Сколько слогов в данном слове? Какой ударный слог? Произнесите слово в целом с правильным ударением. Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какие? Назовите второй слог. Из каких звуков состоит второй слог? Далее выделяется изучаемый звук и дается его характеристика (согласный или гласный, звонкий или глухой (закрываем ушки и слушаем, твердый или мягкий).
Приёмы звукового анализа (выделения звука) :
1. Приём договаривания. Он заключается в следующем: «Я назову слово, а вы его закончите: па-р-р-р».
2. Приём протяжного произношения звука. Чаще всего это гласный в начале слова (А-РФА).
При изучении новых звуков их выделяют из сильной позиции:
1) гласный под ударением;
2) если это согласный, то нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный;
3) для сонорных в конце слова.
Слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики.
При обучении чтению необходимо произвести синтез звуков, чтобы образовать прямой открытый слог.
Русское чтение слоговое. В качестве единицы чтения выбран слог-слияние, т. к. он входит во все (кроме одного – из гласного) структурные типы слогов и слог – это центральное речевое образование, произносительная единица языка. Отсюда большое внимание слоговой работе.
Надо учить детей читать по слогам, а затем в целом с правильным ударением, так как ударение – смыслоразличитель (стоит- стоит).
Последовательность чтения слогов:
1. Каждый слог состоит из одной буквы (а-у);
2. Прямой слог - это ключ к овладению процессом чтения (но);
3. Закрытый слог - СГС - (мак, сосны);
4. Со стечением согласных (куст).
Чтобы прочитать слово в целом с правильным ударением, необходимо произвести синтез целого слова.
Последовательность синтетической работы:
1. Образование и чтение слогов.
2. Образование и чтение слов.
3. Чтение предложений;
4. Чтение связных текстов.
Приё мы синтеза:
1. Чтение слогов с постоянной согласной с изменением гласной - чтение по подобию (ба, бо, бу, бы);
2. Чтение слогов с изменением согласных и постоянной гласной (ра, ба, на);
3. Приём наращивания в конце и в начале слова (вол - волк, пар - парк, омар - комар);
4. Прием отсечения (лист - лис, корм - ком, шум - ум).
Значительные усовершенствования внесены в данную методику в современной жизни :
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
2. Систематическое введение пропедевтических (опережения) элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений - только практическим путём;
3. Введение элементов моделирования - модели слогов, слов, предложений и др.
4. Вводится слого-звуковой анализ слова;
Обучение по этому методу носит воспитывающий и развивающий характер. Упор сделан на историческое прошлое русского народа, на воспитание патриотизма.
Тема: Организация уроков чтения и письма в подготовительный период обучения грамоте.
1. Процесс обучения грамоте (продолжительность, периоды, ступени). Учебно-воспитательные задачи подготовительного периода.
Весь период обучения грамоте делится на :
1. Подготовительный;
2. Основной (азбучный, букварный);
3. Послеазбучный.
Подготовительный этапрассчитан на 4 недели – 16 уроков чтения и 20 уроков письма.
Подготовительный период делится на 2 ступени:
1. Безбуквенную;
2. Знакомство с пятью гласными звуками и обозначающими их буквами: А, а - [а]; О, о - [о] ; И, и - [и]; ы - [ы]; У, у - [у].
На данном этапе решаются следующие задачи:
1. Подготовить детей к обучению грамоте;
2. Приучить их к выполнению режима работы школы;
3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит».
Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.
В период обучения грамоте уроки бывают 3 видов:
1. Уроки обучения грамоте (чтению);
2. Уроки обучения грамоте с внеклассным чтением (17-20 минут);
3. Уроки письма.
2. Структура уроков в подготовительный период (вторая ступень). Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.
План-конспект урока обучения грамоте (чтение)
1. Орг. момент;
2. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквами.
3. Знакомство со звуком (упражнения в выделении, произношении, характеристике и слышании звука) :
1. Выделение звука [а] из слов астра и арбуз при помощи слого-звукового анализа:
- Как называется цветок, изображенный на картинке? Проанализируем слово «астра». Проводится полный анализ (картинка и схема на доске). Возьмите зеркало и три раза произнесите первый звук в слове «астра». Какой это звук? (характеристика)
2. Игра «Услышь новый звук» : учитель называет слова, в которых есть звук [а] и в которых его нет. Если звук встречается, дети хлопают в ладоши (аналогично проводится игра «Ворота» - руками закрываем и открываем ворота).
4. Знакомство с буквой (называние, рассматривание и печатание, упражнение в опознании и чтении) :
1.- Звук [а] можно записать буквами (показ заглавной и строчной буквы – А, а). Найдите у себя в кассах эти буквы и покажите мне. Кто пойдёт и в общей классной кассе найдёт эту букву? Заглавная буква нужна для того, чтобы записывать имена, фамилии, начало предложения.
2. Игра «На что похожа буква А?», конструирование буквы из счётных палочек, из ниточки, мягкой проволочки, пластилина, игра «Полубуковка», выщипывание буквы, печатание в тетради и на доске, нахождение буквы в тексте.
3. Минутки поэзии. (Стихи про букву А – установление ассоциативного сходства) Работа со скороговорками. (У Аграфены и Арины растут герань и георгины.)
4. Сравнение со старославянской буквой.
5. Физминутка (материал книги Волиной «Занимательное азбуковедение»);
6. Работа с текстами на с. 24-25 «Русской азбуки». Дифференцированная работа:
чтение пословиц и стихотворений читающими детьми, а остальные водят пальчиком по тексту и ищут букву А. Работа над содержанием текстов Составление предложения по схеме. Воспитательный момент.
7. Работа по сюжетной картинке:
- Посмотрите на картинку. Герои какой сказки здесь изображены? Кто ее автор? Назовите героев, в названии которых есть звук [а], назовите предметы, в названии которых есть звук [а];
8 Работа по развитию речи: беседа и составление рассказов по сюжетным иллюстрациям.
а) «Как зовут доктора? Кто к нему пришёл лечиться? В каких словах встречается звук [а]?»,
б) «Это героиня какой сказки? Почему она плачет? Составьте предложение»;
в) Чтение буквы в изолированной позиции.
«Посмотрите на букву. Узнайте её и назовите. Прочитайте всё предложение»;
г) Рассказывание детьми сказки «Лиса и волк»;
9. Работа по странице 26 «Русской азбуки» :
анализ, работа по схемам, названия цветов, нахождение звука [а] в словах;
10. Работа по ленте букв.
- В пустых клеточках будут расположены буквы, которые мы узнаем в дальнейшем. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв. Букву А мы «поселим» в первом окошке.
11. Итог урока.
- С каким звуком мы познакомились? Какими буквами обозначается этот звук?
Вслед за уроками чтения проводят уроки письма.
Задачи:
1 .Образовательные.
Рисование, соединенное со штриховкой, готовит детей к письму. Дети воспринимают форму предмета и расположение его в пространстве, усваивают направление движения руки при изображении предметов. Усваивают понятия: справа, слева, вниз, вверх, посередине. Штриховка рисунков ведется сверху вниз, слева направо. Штрихи должны послужить как бы подготовительным упражнением к изображению элементов букв. Дети рисуют бордюры цветными карандашами, овалы, дугообразные линии в строке. Попутно они усваивают графическую сетку тетради: рабочая строка, междустрочное пространство, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки. Левая сторона тетради, правая, поля. Осваивают письменные элементы и буквы.
2. Развивающие.
На протяжении всех уроков письма развивается устная связная речь учащихся, мелкая мускулатура рук, наблюдательность, внимание.
3. Воспитательные.
На уроке воспитываются нравственные качества учащихся: трудолюбие, бережное отношение к вещам, аккуратность и т. д.
В данный период необходимо формировать санитарно- гигиенические навыки: положение прописи на парте, умение правильно держать ручку, правильно сидеть за партой.
Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Связь с уроком чтения. Сравнение печатной и письменной буквы.
3. Подготовка рук к письму. Выполнение узора в полосе.
4. Поэлементное письмо букв.
5. Письмо буквы в целом.
6. Выполнение логических упражнений, упражнений на закрепление изученного.
7. Итог урока.