Светлана Шкурко
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в организации работы по физическому развитию детей. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает носом, не жалуется на недомогания, головную боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний. Много ли таких здоровых детей? К сожалению, НЕТ!
XXI век ставит перед нами много новых проблем, среди которых наиболее актуальная – проблема сохранения здоровья ребёнка.
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в организации работы по физическому развитию детей, Консультация» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Помочь вырасти ребёнку здоровым – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение, в условиях детского сада, здоровьесберегающих технологий.
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развития здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии :
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- коррекционные технологии.
Давайте рассмотрим каждый вид здоровьесберегающих технологий и их составляющие в отдельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Я перечислю те здоровьесберегающие технологии, которые уже внедрены в практику работы нашего детского сада. К ним относятся:
- Утренняя гимнастика.
Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и упражнений.
- Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре.
Формы проведения НОД по физической культуре в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – игровая, учебно-тренировочная, сюжетно-игровая и комплексная.
- Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Но обязательно любая непосредственно образовательная деятельность включает элементы технологий сохранения и стимулирования здоровья :
- Гимнастика для глаз – способствует снятию утомления глаз, расслаблению мышц лица, предупреждает переутомление и развитие глазных болезней.
- Релаксация.
- Динамические паузы. В непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей.
- Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста, индивидуально либо с подгруппой, ежедневно, проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).
- Дыхательные упражнения. В увлекательной игровой форме проводим дыхательные упражнения. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребёнка-дошкольника.
- Прогулка. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем их проведения.
Привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: мамы и папы принимают участие в детских праздниках, спортивных мероприятиях, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, проводим подвижные игры, игры-эстафеты.
Следующий вид здоровьесберегающих технологий – коррекционные технологии.
Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий, в детских садах применяются арттерапия.
Арттерапия – это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность, и прежде всего, собственное творчество.
Арттерапия включает в себя:
- технология музыкального воздействия (музыкотерапия);
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- цветотеррапия;
- песочная терапия;
- смехотерапия.
К нашему сожалению, коррекционные технологии в своей работе мы используем ограниченно. Так как эту работу должен в основном вести грамотный психолог, а у нас его нет.
Ведь реализацию любой здоровьесберегающей технологии необходимо начинать после того, как будет получена полная информация о состоянии здоровья и уровне развития каждого ребёнка, но и помимо этого нужно обладать достаточными знаниями и навыками, нужно быть грамотным специалистом в своей работе. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.
В завершении хочется отметить, что очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.