Римма Яушева
Современные требования к проведению логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная логопедическая служба носит вспомогательный характер, поэтому ее расписание составляется таким образом, чтобы не нарушать ход учебного процесса (занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков). Это малопродуктивное время. Дети приходят усталые, с грузом как положительных, так и отрицательных результатов. К тому же срабатывает стереотип: после уроков - значит наказание. Младший школьник не осознаёт важности занятий.
Публикация «Современные требования к проведению логопедического занятия» размещена в разделах
Ребенок с нарушением речи испытывает немалые трудности в овладении письмом, даже при старательном, аккуратном выполнении заданий допускает ошибки. Он перестает верить в свои силы, в возможность улучшить результаты и начинает безразлично относиться к занятиям, просто отсиживать их.
Каждый логопед хотел бы от своих учеников проявления живого интереса к предмету, концентрации внимания, заинтересованности в результате. Этого можно достичь, по-разному организуя занятия, используя яркую наглядность, игровые технологии.
В настоящее время в практике логопедии широкое применение получил комплексный подход к диагностике речевых нарушений, в котором огромное значение играет соблюдение общих принципов специальной педагогики, к которым относятся: деятельностный принцип, принцип системного подхода, динамического изучения, принцип опоры на зону актуального и ближайшего развития.
Соблюдение именно этих принципов составляет научную основу современного коррекционно – образовательного процесса. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях развития, компенсаторных и резервных возможностях психики ребенка, что нашло свое отражение в исследованиях Л. С. Высотского, С. А. Рубинштейна, А. н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.
Важны такие аспекты как, результативность, успешность, удобство в применении, простоту обработки фактологического материала, а также определить степень доступности и понятности для пользователя. Необходимо использовать различные анализаторы: слуховой (проговаривание вслух, «про себя», зрительный (картинный материал, схемы, таблицы, рисунки детей, двигательный (речевой материал, сопряженный с движением, физкультминутки, тактильный (пальчиковая гимнастика, конструирование).
При разработке занятий учитель – логопед должен опираться на систему частных принципов, которые можно разделить на несколько групп: психофизиологические, психологические, педагогические.
1. К психофизиологическим принципам относят:
• Принцип определения структуры дефекта с учетом принятых в современной логопедии классификаций речевых нарушений;
• Принцип опоры на сохранные анализаторы, основанный на учении о функциональных системах и их пластичности;
• Принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей;
• Принцип опоры на уровневую, иерархическую организацию психических процессов.
2. Психологические принципы:
• Принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности человека;
• Принцип опоры на ведущую деятельность возраста ребенка;
• Принцип организации деятельности с опорой на программное обучение;
• Принцип учета личности ребенка, его индивидуальных особенностей развития.
3. К педагогическим принципам относят:
• Принцип усложнения;
• Принцип учета объема и качества используемого вербального и наглядно-иллюстративного материала;
• Принцип учета сложности вербального материала (фонетической, слоговой, семантической);
• Принцип учета эмоционального содержания материала.
Все принципы между собой тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и способствуют выбору наиболее оптимальных и эффективных коррекционно- образовательных путей.
При разработке логопедического занятия необходимо учитывать принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Объем учебного материала должен быть рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей.
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.
В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе.
В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом.
Несмотря на увеличение логопедических пунктов, и речевых групп в ДОУ, в общеобразовательные школы поступает большое количество детей с недоразвитием речи. Такие школьники испытывают трудности в овладении письменной речью, даже при исправлении устной.
Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова - опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей.
Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен.
Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное из жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.
На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Конструирование букв (палочки, ниточки, пуговицы, карандаши) этих букв.
Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т. д.).
Игра «Слово рассыпалось (анаграмма). На доске слово измененным порядком бук (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер)
Придумывание слов на определенный слог ( например: мука, муха, музей, мусор, мул).
Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка.
Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?
Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и Т. д.
Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка гайка - чайка.
Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и Т. д.
Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и Т. д.
Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).
Перестановка слов с целью получения нужной фразы, например: «Юли красивая кукла у».
Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».
Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.
Развивающая игра «Читайка на шариках» (центр Воскобовича и другие подобные игры).
Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).
Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам.
Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только заходит речь об индивидуальных занятиях. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют как ребенка, так и взрослого. А от повторений никуда не деться - нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тяжело дается постановка звука, и каждый, даже самый незначительный, шаг вперед стоит больших усилий ребенка и логопеда. Если этап автоматизации звука растягивается, логопеду в прямо м смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Об игровых приемах в логопедической работе, разнообразии работы с наглядным материалом и многоцелевом его использовании говорилось не раз. Остановимся на формах занятий, точнее, формах их организации и проведения.
Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вот несколько примеров (в каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания).
К нам пришел гость (гости) :
- хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет делать и как умеет произносить;
- не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;
- принес с собой разные задания и просит их выполнить.
Идем в гости. Отправляется или сам ребенок, или игровой персонаж.
По дороге приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей. Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.
Мы пришли в гости:
- удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;
- поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то разобраться.
Посылка. Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т. д., ребенок выполняет приготовленные для него отправителем задания.
Письмо. Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания даются в письменном виде. Ребенок вместе с логопедом выполняет задания, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материалы.
План. В кабинете находятся конверты с заданиями или игрушки, которые приготовил и свои задания.
Двигаясь по кабинету, ребенок находит и выполняет приготовленные для него задания; план может подсказать порядок выполнения заданий (например, «Сначала выполним задание из синего конверта, потом из зеленого.» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее задание, посмотри по плану»).
Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад») В кабинете находится карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру).
Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (можно использовать игрушки из киндер-сюрприза, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды.
Про хождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько занятий. В конце пути ребенка ждет сюрприз.
Поле чудес. На карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово.
Перевернув и узнав очередную букву, ребенок выполняет задание логопеда; читает слово сам или с его помощью. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.
Но заниматься одним видом деятельности ребенку надоедает. Поэтому надо менять вид деятельности, чередуя виды и методы работы на логопедическом занятии. Очень важно, чтобы каждый участник коррекционного процесса проявил активность на занятии.
Хотя фронтальное логопедическое занятие длится 30 – 45 минут, индивидуальное – 15 – 20 минут необходимо 1-2 раза проводить физкультминутку с применением речевого материала (учитывая тему занятия).