ИРИНА Ситдикова
Требования к организации и проведению современного занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ситдикова Ирина Анатольевна,
старший воспитатель,
МАДОУ №79,
г. Томск
Требования к организации и проведению современного занятия
У каждого из нас по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Именно для таких, готовых к творческому полету, как нельзя кстати были приняты Федеральные Государственные Требования, которые нацелены на изменение организации образовательного процесса в детском саду.
Публикация «Требования к организации и проведению современного занятия» размещена в разделах
ФГТ не предусматривают такой формы организации образовательного процесса, как занятия с детьми. Это значит, что сегодня необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, которая характеризуется как четко регламентированная структура деятельности. Внешне это принципиально новое заключается в том, что занятия в привычном для всех виде могут появиться только в подготовительной группе и то не ежедневно.
Однако отказ от занятий (но не от процесса обучения) и использование принципиально других форм работы с детьми для решения образовательных задач сегодня является наиболее сложным моментом для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для решения данной проблемы была создана проблемно-творческая группа «Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности». Для участников ПТГ встал вопрос: если современное занятие – это занимательное дело, то как организовать занимательное дело, когда в группе по 25 ребятишек?
ФГТ как раз позволяет воспитателю в независимости от наполняемости группы организовывать такое занимательное дело, которое может быть проведено в любой отрезок дня и необязательно в форме занятия. Принимать участие в занимательном деле могут и не все дети. Ведь кому-то интересно заниматься лепкой, а какому-то ребенку интересно в это время заниматься настольной игрой. И здесь важно понимать уже самому педагогу, что ребенок - это не объект для воздействия, а полноправный субъект совместной или самостоятельной деятельности. Кроме того в ФГТ обозначен комплексно-тематический принцип реализации Основной Общеобразовательной Программы. Это означает, что предметно-развивающая среда в группе соответствует какой-то теме, какому-то событию.
Даже если ребенок увлеченно занимается интересным для него видом деятельности и не подключился к совместной деятельности с педагогом, он все равно находится в образовательной среде, в которой возможно достижение поставленных образовательных задач. В связи с этим воспитателю необходимо планировать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы каждым ребенком в том или ином виде и форме деятельности была прожита тема. Это как раз и есть та форма изменений, которая касается организации современного занятия. Перед участниками ПТГ «Организация и проведение НОД» появилась необходимость определить, какой же инструментарий поможет педагогу внедрить изменения в воспитательно образовательный процесс, в проведении современного занятия.
На слайде вы видите аналитическую матрицу непрерывной непосредственно образовательной деятельности – результат работы методистов ИМЦ и педагогов города. Данная разработка представляет собой новую форму написания конспекта современного занятия. Используя эту форму, воспитатель сможет легко понять, что значит строить образовательный процесс с учётом деятельностного подхода, что такое занятие как «занимательное дело».
Многие могут отметить, что данная форма написания конспекта трудоемкая работа, но считаем, что эта работа необходима на первых порах, так как в дальнейшем же представленную форму конспекта ННОД можно изменить так, как будет удобно педагогам. Более того, таблица помогает проводить анализ современного занятия, поскольку видно, в рамках какой формы и вида детской деятельности достигались поставленные задачи.
Современное занятие – это занимательное дело, значит, системообразующим элементом является деятельность ребёнка. Это прописано в столбце «образовательная область (вид детской деятельности)». Деятельность или занимательное дело означает, что ребёнок имеет или владеет средством, инструментом для осуществления каких-либо действий. В качестве средства может выступать не только реальный объект, как, например, магнит для экспериментирования. Это может быть и слово как средство, если ребёнок занимается коммуникативной деятельностью. Получается, что вид детской деятельности и наличие у каждого ребёнка средства для осуществления этой деятельности являются важными и системообразующими показателями, которые указывают на то, что современное занятие – это занимательное дело.
Более того, если каждый ребёнок занимается делом, значит, будет какой-то продукт (рисунок, фраза, песня, эмоция и т. п., который для педагогов выступает как планируемый образовательный результат. Если каждый ребёнок на занятии обладал средством для достижения в деятельности образовательного результата, то можно с уверенностью сказать, что педагог реализовал приоритетную образовательную область. Получается, что если каждый ребёнок на занятии что-то сделал, сказал, то педагог сможет увидеть динамику в развитии каждого ребёнка, что в свою очередь является личностно-ориентированный подход, который также обозначен в нормативных документах как один из основополагающих принципов в организации ВОП.
В таблице также прописываются специфические формы, присущие каждому виду деятельности, обозначенных в ФГТ. Ссылаясь на классификацию видов и форм деятельности, прописывается та или иная форма.
Опираясь на содержание занятия, вид и форму деятельности детей, педагог прописывает в последних двух столбцах планируемые образовательные цели и задачи, а также интегративные качества как итоговый образовательный результат. Это поможет, на наш взгляд, воспитателю проанализировать занятие, поскольку в таблице видно, через какой вид и форму деятельности достигались поставленные задачи.
Есть и другие формы организации образовательной деятельности, которые предполагают более индивидуальный подход к детям, и дают ребенку возможность выбора – это занятия в Центрах активности. Структура занятия такова - дети приглашается в центр круга, где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в 2-3 центрах на выбор. Это могут быть центр искусства; центр сенсорики; центр грамотности; центр экспериментирования; центр конструирования; центр драматизации, в зависимости от приоритетной образовательной области. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог организовать деятельность детей в одном из центров. Как уже было отмечено, такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу образования детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада, дают возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.
Кроме того, при организации и проведении занимательного дела педагогу следует учитывать следующие требования, выдвинутые разработчиками ФГТ:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребёнком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы).
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъёме).
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребёнка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объём.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Придерживаясь таких, казалось бы несложных, правил образовательный процесс для детей будет игрой, а педагог не повторит ежедневный путь однообразием с разными группами детей.
Список литературы:
1. Под редакцией Микляевой Н. В. предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 128с.