Приложение МААМ

Требования к организации и проведению современного занятия

ИРИНА Ситдикова
Требования к организации и проведению современного занятия
▼ Скачать + Заказать документы

Ситдикова Ирина Анатольевна,

старший воспитатель,

МАДОУ №79,

г. Томск

Требования к организации и проведению современного занятия

У каждого из нас по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Именно для таких, готовых к творческому полету, как нельзя кстати были приняты Федеральные Государственные Требования, которые нацелены на изменение организации образовательного процесса в детском саду.

Публикация «Требования к организации и проведению современного занятия» размещена в разделах

ФГТ не предусматривают такой формы организации образовательного процесса, как занятия с детьми. Это значит, что сегодня необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса, которая характеризуется как четко регламентированная структура деятельности. Внешне это принципиально новое заключается в том, что занятия в привычном для всех виде могут появиться только в подготовительной группе и то не ежедневно.

Однако отказ от занятий (но не от процесса обучения) и использование принципиально других форм работы с детьми для решения образовательных задач сегодня является наиболее сложным моментом для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Для решения данной проблемы была создана проблемно-творческая группа «Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности». Для участников ПТГ встал вопрос: если современное занятие – это занимательное дело, то как организовать занимательное дело, когда в группе по 25 ребятишек?

ФГТ как раз позволяет воспитателю в независимости от наполняемости группы организовывать такое занимательное дело, которое может быть проведено в любой отрезок дня и необязательно в форме занятия. Принимать участие в занимательном деле могут и не все дети. Ведь кому-то интересно заниматься лепкой, а какому-то ребенку интересно в это время заниматься настольной игрой. И здесь важно понимать уже самому педагогу, что ребенок - это не объект для воздействия, а полноправный субъект совместной или самостоятельной деятельности. Кроме того в ФГТ обозначен комплексно-тематический принцип реализации Основной Общеобразовательной Программы. Это означает, что предметно-развивающая среда в группе соответствует какой-то теме, какому-то событию.

Даже если ребенок увлеченно занимается интересным для него видом деятельности и не подключился к совместной деятельности с педагогом, он все равно находится в образовательной среде, в которой возможно достижение поставленных образовательных задач. В связи с этим воспитателю необходимо планировать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы каждым ребенком в том или ином виде и форме деятельности была прожита тема. Это как раз и есть та форма изменений, которая касается организации современного занятия. Перед участниками ПТГ «Организация и проведение НОД» появилась необходимость определить, какой же инструментарий поможет педагогу внедрить изменения в воспитательно образовательный процесс, в проведении современного занятия.

На слайде вы видите аналитическую матрицу непрерывной непосредственно образовательной деятельности – результат работы методистов ИМЦ и педагогов города. Данная разработка представляет собой новую форму написания конспекта современного занятия. Используя эту форму, воспитатель сможет легко понять, что значит строить образовательный процесс с учётом деятельностного подхода, что такое занятие как «занимательное дело».

Многие могут отметить, что данная форма написания конспекта трудоемкая работа, но считаем, что эта работа необходима на первых порах, так как в дальнейшем же представленную форму конспекта ННОД можно изменить так, как будет удобно педагогам. Более того, таблица помогает проводить анализ современного занятия, поскольку видно, в рамках какой формы и вида детской деятельности достигались поставленные задачи.

Современное занятие – это занимательное дело, значит, системообразующим элементом является деятельность ребёнка. Это прописано в столбце «образовательная область (вид детской деятельности)». Деятельность или занимательное дело означает, что ребёнок имеет или владеет средством, инструментом для осуществления каких-либо действий. В качестве средства может выступать не только реальный объект, как, например, магнит для экспериментирования. Это может быть и слово как средство, если ребёнок занимается коммуникативной деятельностью. Получается, что вид детской деятельности и наличие у каждого ребёнка средства для осуществления этой деятельности являются важными и системообразующими показателями, которые указывают на то, что современное занятие – это занимательное дело.

Более того, если каждый ребёнок занимается делом, значит, будет какой-то продукт (рисунок, фраза, песня, эмоция и т. п., который для педагогов выступает как планируемый образовательный результат. Если каждый ребёнок на занятии обладал средством для достижения в деятельности образовательного результата, то можно с уверенностью сказать, что педагог реализовал приоритетную образовательную область. Получается, что если каждый ребёнок на занятии что-то сделал, сказал, то педагог сможет увидеть динамику в развитии каждого ребёнка, что в свою очередь является личностно-ориентированный подход, который также обозначен в нормативных документах как один из основополагающих принципов в организации ВОП.

В таблице также прописываются специфические формы, присущие каждому виду деятельности, обозначенных в ФГТ. Ссылаясь на классификацию видов и форм деятельности, прописывается та или иная форма.

Опираясь на содержание занятия, вид и форму деятельности детей, педагог прописывает в последних двух столбцах планируемые образовательные цели и задачи, а также интегративные качества как итоговый образовательный результат. Это поможет, на наш взгляд, воспитателю проанализировать занятие, поскольку в таблице видно, через какой вид и форму деятельности достигались поставленные задачи.

Есть и другие формы организации образовательной деятельности, которые предполагают более индивидуальный подход к детям, и дают ребенку возможность выбора – это занятия в Центрах активности. Структура занятия такова - дети приглашается в центр круга, где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в 2-3 центрах на выбор. Это могут быть центр искусства; центр сенсорики; центр грамотности; центр экспериментирования; центр конструирования; центр драматизации, в зависимости от приоритетной образовательной области. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог организовать деятельность детей в одном из центров. Как уже было отмечено, такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу образования детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада, дают возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками.

Кроме того, при организации и проведении занимательного дела педагогу следует учитывать следующие требования, выдвинутые разработчиками ФГТ:

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребёнком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъёме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребёнка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объём.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Придерживаясь таких, казалось бы несложных, правил образовательный процесс для детей будет игрой, а педагог не повторит ежедневный путь однообразием с разными группами детей.

Список литературы:

1. Под редакцией Микляевой Н. В. предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 128с.

Публикации по теме:

Основные требования проведения утренней гимнастики и физкультурного занятия ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ: - Выполнение гигиенических условий и время проведения. - Наличие.

Аналитическая справка по организации и проведению проекта «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»Аналитическая справка по организации и проведению проекта «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей отводится ведущее место. В связи с.

Игры по правилам современного этикета Словесная игра по этикету речевого общения «Наши имена» Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию.

ИКТ в логопедии, требования СаНпиН В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная.

Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.

Отчёт о мероприятиях по организации и проведению краевого месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работыОтчёт о мероприятиях по организации и проведению краевого месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы План по подготовке и проведении месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в 2016 Оформление тематического стенда "За.

Консультация для педагогов «Современные требования к проведению ООД» Современные требования к проведению организованной образовательной деятельности в ДОУ. Трудности в работе педагога: Идти за детьми, и в.

Проект «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации» Тип проекта Информационно- познавательный Продолжительность Долгосрочный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, Родители воспитанников.

Требования и подходы к написанию эссе. Требования и подходы к написанию эссе. Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему.

Консультация для родителей «Требования в семейном воспитании» С самого рождения родителям необходимо думать о будущем своего ребенка, представлять какого человека они хотели бы видеть. какие черты характера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования к организации и проведению современного занятия
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 05:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Требования к организации и проведению современного занятия» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА Ситдикова (УИ 504197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД