Татьяна Сизова
Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования.
Формы мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.
На основе требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 1.5., раздел 1 «Общие положения», по:
Публикация «Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования,» размещена в разделах
«обеспечению государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования … по построению вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребёнка, осуществляющегося … через оценку индивидуального развития детей»,
Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит:
«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :
1) индивидуализации образования (поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности.
Мониторинг социокультурного развития ребёнка - дошкольника описывает социальный портрет ребенка на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития и скорректировать работу с группой воспитанников.
ФГОС ориентирует современное дошкольное образование на индивидуализацию и социализацию ребёнка - дошкольника. Социализация, духовно - нравственное и социокультурное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. Общая картина по группе позволяет выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога.
Отечественными учёными для Стандарта дошкольного образования были разработаны целевые ориентиры, которые стали критериями оценки качества дошкольного образования. В целевых ориентирах появились такие качества как положительное отношение к миру, другим людям и самому себе, чувство собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития. Дневник развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.
Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка по пяти аспектам качества образования выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.
В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка, те сведения, которые получены по пяти аспектам качества образования и накопились за определённое время наблюдений (первое или второе полугодие учебного года).
Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.
Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса.
Таким образом, одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.
В Стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Игровое поведение детей раннего возраста.
Дневник наблюдений.
Игра – основной вид деятельности дошкольника, это наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей. Усвоение различных знаний и умений гораздо проще и быстрее осуществляется в привлекательной для ребенка деятельности.
Работа с детьми раннего возраста требует особенного подхода. Занятия отличаются объемом, содержанием материала, приемами проведения занятия. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т. д.
Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают и т. д. Но только с помощью взрослого ребенка узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопатой копают песок.
Элементы обучения - многократное повторение пройденного. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Необходимо контролировать уровень сложности предметов материала.
Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов - заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы - заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В процессе игры дети учатся не только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.
Педагогическое наблюдение за детьми раннего возраста в процессе игровой деятельности:
Дневник наблюдений за игровой деятельностью.
Ира В. 2 года
В начале недели Ира просто укладывала куклу спать. После серии дидактических упражнений «Одень дочку», «Покорми куклу», «Сделай дочке прическу», «Спой колыбельную песенку» и др, Ира сначала причесывала куклу, потом пыталась одеть ее, кормила куклу, потом укладывала спать. В течение недели игровые действия менялись местами.
Для игрового поведения ребенка характерно однообразие и разрозненность игровых действий, отсутствие смысловой связи, материалом для игры служат реальные предметы – игрушки, которые находятся в поле зрения. Игровые действия проходят почти без слов – период автономной речи. Ира выбирала для игры только одну куклу, манипулировала ей в одиночку, протестовала против вмешательства сверстников в свою игру.
Дневник наблюдений за игровой деятельностью.
Саша П. 2 года 6 месяцев.
В начале недели Саше дали машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее по полу. Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.
На следующий день Саша одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Предложила ему покатать машину. Ребенок учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.
На третий день Саша решил заняться ремонтом машины. Саша взял палочку и стал подкручивать колеса. По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывался тот или иной сюжет.
К концу недели предложили ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина
Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином», «Какие продукты он будет покупать?» Саша брал продукты и говорил что это. Загрузил продукты в машину и отвез девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Сашу за заботу о них и дочках.
В течение недели Саша увлеченно играл новой машиной, в период наблюдения мальчик использовал предметы - заместители. Предметы в его играх наделяются совершенно не свойственными им именами и функциями. Например, палочка может стать инструментом для ремонта машины и т. д. Эти игровые замещения можно рассматривать как первые проявления воображения и творчества.
Игровые действия сопровождает словами. Правильно произносит большинство звуков (кроме шипящих). Речь состоит из простых повествовательных предложений. Часто обращается по своей инициативе и разнообразным поводам к взрослому и сверстникам, высказывается по поводу своих действий и наблюдений.
Конфликты с другими мальчиками возникали, если кто – то хотел взять эту машину. Ребенок упрямился, но все - таки ненадолго давал поиграть другим детям. Дети этого возраста не умеют учитывать интересы и состояние друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.
Список литературы:
1. «Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.» Авторский коллектив под рук. Е. О. Смирновой-М. : Ломоносовъ,2009г.
2. Волочкова В. Н. ,Степанова Н. В. «Конспекты занятий во 1-ой младшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» Воронеж. 2004г.
3. Ермолова Т. В. ,Мещерякова С. Ю. ,Смирнова Е. О. «Игры с детьми раннего возраста: методические рекомендации». М. : ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 0Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный N 30384
5. Рузская А. Г. ,Мещерякова С. Ю. «Развитие речи». М. : Мозайка-Синтез 2007.