Варвара Акушакова
Современные технологии в обучении детей дошкольного возраста хакасскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире больше людей стремятся изучать разные языки. Тем более языки народностей, проживающих с ними рядом. Большинство ученых считают, что нужно начинать развивать ребенка как можно раньше. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает языком легче, чем взрослый.
Известно, что дошкольный возраст характеризуется развитием всех основных типов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Мышление тесно связано с восприятием, памятью и зависит от эмоционального состояния ребёнка [3, с. 115]. Поэтому так важна заинтересованность детей при обучении языкам, в нашем случае хакасскому языку. Отсюда возникает проблема проявления и поддержания заинтересованности детей в процессе обучения.
Публикация «Современные технологии в обучении детей дошкольного возраста хакасскому языку» размещена в разделах
Процесс реорганизации всей системы образования, на протяжении многих лет предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, побуждает к поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Поэтому на современном этапе развития общества инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. В том числе и введение новых современных технологий в обучении детей дошкольного возраста языкам.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса [2, с. 235].
Современные инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях [5, с. 12].
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Для эффективности педагогического процесса в дошкольном образовании используются элементы современных образовательных технологий.
Использование педагогической технологии активной сенсорно-развивающей среды помогает в создании условий введения детей в нестандартные игровые ситуации.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, игра - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя [4, с. 36]. Знакомство с хакасским языком, культурой происходит через игры, знакомство с фольклором. У детей появляется повышенный интерес к нетрадиционным методам обучения, таким формам занятий, как экскурсии, видеоэкскурсии, видеопрезентации, в результате эффективность работы по обучению хакасскому языку гораздо выше, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта в нестандартной ситуации.
Непосредственно образовательная деятельность по обучению хакасскому языку проводится один раз в неделю и вмещает в себя виды деятельности: игровую, изобразительную (рисование, аппликация, элементы театральной деятельности, художественно-речевую (стихотворения, пословицы, сказки).
Чтобы обогатить у дошкольников словарный запас наиболее употребляемых хакасских слов и фраз, в группе создаются такие речевые ситуации, которые мотивируют их спросить или сказать что-то на хакасском языке. Сюда входит ситуация знакомства, рассказа о своей семье, любимой игрушке и т. д. В свободное время и во время режимных моментов обязательно используются слова и словосочетания на хакасском языке : «Здравствуйте», «До свидания», «Можно идти домой?», озвучивается меню на хакасском языке и т. д. Дети с радостью и легкостью запоминают новые слова и словосочетания, если они пользуются ими в повседневном бытовом общении в детском саду. Тем самым мотивируя и активизируя свои способности для дальнейшего изучения хакасского языка и вне стен детского сада.
Технология проектной деятельности помогает в развитии и обогащении социально-личностного опыта путем включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Активно используя проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, можно сказать, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, прочувствовать внутренний мир ребенка, включить в деятельность дошкольного учреждения родителей. Проектный метод помогает детям в усвоении темы тем, что ребёнок совместно с родителями готовит задание. Например, по теме проекта «Домашние животные» дети готовили макет фермы.
Технология исследовательской деятельности
Целью исследовательской деятельности в детском саду является формирование у дошкольников основной ключевой компетенции, способности к исследовательскому типу мышления.
Необходимо отметить, что применение проектной технологии не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты [1, с. 81].
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности, применяемые при изучении хакасского языка :
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- эвристические беседы;
- подражание голосам и звукам животных;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- использование художественного слова;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (интерактивная доска, планшет, компьютер, и др.).
Вот и мы начали использовать в своей работе совершенно новое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, это книжка-раскладушка с кармашками, конвертами, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы по одной теме. Использование этого пособия для закрепления темы недели даёт детям возможность осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети. Он выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде красочных вынимающихся и разворачивающихся листочков, открывающихся ярких окошек и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Кроме того, частью одной из современных технологий стало проведение хакасских народных праздников («Чыл пазы», и т. д.). Подготовка к таким праздникам включает в себя и изучение стихотворений на хакасском языке, изучение традиций хакасского народа, внедрение хакасской атрибутики (ленты, национальные музыкальные инструменты, национальные блюда, активное участие родителей дошкольников и приобщение их к хакасской культуре.
Еще одним современным шагом является проведение музыкальных занятий на хакасскую народную тематику. На музыкальных занятиях разучиваем хакасские народные песни и танцы. На занятиях изучаем и читаем хакасские народные сказки, обсуждаем и изучаем новые слова и выражения из прочитанных сказок. Дети участвуют в городских конкурсах и занимают призовые места.
Занятия по обучению детей хакасскому языку - это благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях, традиции хакасского народа и быт. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению хакасским языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал. Овладение хакасским языком полезно всем детям, живущим в Хакасии, независимо от их способностей, поскольку знание языка положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а также стимулирует развитие его речевых навыков. Используя на занятиях ИКТ, необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и необходимость данной технологии. Основными целями применения ИКТ на занятиях хакасского языка являются повышение мотивации к изучению хакасского языка, расширение объема знаний о культуре, обычаях хакасского народа, развитие речевой компетенции. Используя в работе ИКТ технологии, можно выделить основные занятия, это мультимедийные презентации, использование аудио и видео материалов.
Использовать компьютер можно на всех этапах обучения : при введении нового материала, закреплении, повторении.
В заключении хотелось бы отметить, что изучение языка развивает разные стороны личности: память, внимание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, пробуждает любознательность, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Таким образом, правильно организованное обучение языку в детском саду помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей, а самое главное поддержать интерес к дальнейшему изучению языка.
Библиографический список:
1. Атемаскина Ю. В., Л. Г. Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Изд. : Детство-Пресс. – М. - 2011. – 112 с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-М. -2001. – 607 с.
3. Пенфильд В., Робертс Л., Речь и мозговые механизмы: - Медицина, - 1964. – 264 с.
4. Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи : - М. - 1991. – 102 с.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ Изд. Детство-Пресс. - М., - 2012. - 96 с.