Майя Долбикова
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Формированию грамматического строя речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Усвоение грамматического строя речи в дошкольном возрасте идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи.
Дети выделяют на слух и запоминают языковые формы с использованием приставок суффиксов, окончаний, союзов, предлогов. Планируя занятия, воспитатель должен помнить о возрастных, психологических закономерностях восприятия дошкольников, особенности их памяти, воображения.
Планируя работу на месяц, воспитатель предусматривает систему упражнений, способствующих развитию словарного запаса, его звуковой культуры речи, формированию связной диалогической и монологической речи.
Все стороны речи ребёнка необходимо развивать одновременно, так как они все взаимосвязаны. На занятии решаются несколько языковых задач, одна из которых основная. Если основной задачей ставим формирование представления о предложении, тогда подбор однокоренных слов и упражнений в закреплении произношения трудного звука в этих словах, будут на занятии сопутствующими.
Осваиваемый на одном занятии материал объединяется одной темой. Это концентрирует внимание детей на решении языковых задач и бережет нервную энергию детей.
Знакомясь с составом предложения, подводим детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков. Так вырабатывается у детей осознанное отношение к речи, что является необходимой подготовкой к усвоению грамоты, к формированию грамматического строя речи.
Словоизменение и словообразование развивает вкус к языку, внимательное отношение к авторской речи, её грамматическому строю. Помогает критически отнестись к своей и чужой речи. У детей появляется желание говорить правильно, много, красиво и образно.
Грамматический строй – один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил, изменений слов, сочетаний их в предложении. Для освоения грамматического строя речи воспитатель использует игру дидактическую, подвижную. Если познавательный материал включен в игровую деятельность, он легче понимается, ярче запоминается.
Умение выразить свою мысль, соотносить слова в словосочетании и предложении формируется у дошкольников к 6 – 7 годам. В старшем возрасте у детей увеличивается в речи количество полных распространённых и сложных предложений. Необходимо побуждать детей к высказыванию мыслей сложными предложениями. Создание игровой ситуации вынуждает детей к этому.
Развитие грамматики влияет на развитие мышления, общее развитие ребенка.
Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами, своевременно исправлять ошибки ребёнка.
Дидактическая игра, рифмование, составление рассказа с использованием сложных предложений способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно, развития речи детей. Во время игр и упражнений пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Закрепление материала осуществляется во время подвижной игры, прогулки, разучивания стихотворений, рифмования. Следует обращать внимание детей на новые слова и не забывать корректно исправлять ошибки.
Идея по формированию грамматического строя речи ребёнка заключается в осознанной тренировке способа обучения. Научить ребёнка перенять способ тренировки, понять его, овладеть им – главная задача работы воспитателя на занятиях по формированию грамматического строя речи.
Придерживаясь принципов развивающего обучения, учим детей понятийному мышлению. Нужно передать детям само понятие слова, ту смысловую нагрузку, которую оно несёт и способ использования слова в словосочетании и предложении.
Идея по формированию грамматического строя речи ребенка, тесно связаны с закономерностями – устойчивыми, действующими причинно-следственными связями. Чем активней ребёнок, тем выше результат. Педагог доступно объясняет, дети понимают лучше. Многократное повторение поможет автоматическому выполнению заданий. Учебный материал (стихи) надо периодически повторять.
Словесное творчество дошкольников невозможно без развития интереса к поэзии. Высокохудожественная поэзия развивает у детей поэтический слух, активизирует мыслительный процесс. Наблюдение окружающей действительности, природы на прогулке связывается с восприятием стихотворения. Это помогает детям понять содержание стихотворения, лучше его запомнить, обогатить словарь образными выражениями.
Цель:
- формирование грамматического строя речи.
Задачи:
- уточнить представления детей о словесном составе предложений;
- учить строить предложения разной грамматической конструкции;
- учить употреблять в речи несклоняемые существительные;
- учить слоговому и звуковому анализу слов;
- вовлекать детей в содержательное общение, в диалог;
- упражнять в рифмовании слов;
- упражнять в употреблении обобщающих слов в предложениях с однородными членами;
- воспитывать любовь к родному языку, к словотворчеству;
- воспитывать вкус к поэзии.
Ожидаемый результат
Сформировать у детей следующие знания и умения:
- грамматически правильно строить предложения;
- правильно употреблять разные грамматические конструкции при построении предложения;
- правильно использовать союзы и союзные слова внутри сложного предложения;
- грамотно использовать монологическую речь;
- составлять рассказы по картинке;
- развивать у детей поэтический слух, активизировать мыслительные процессы.
Предшествующая работа:
- подбор русских народных сказок для инсценировки;
- подбор иллюстраций для придумывания историй и сказок;
- подбор стихотворных текстов для упражнений в рифмовании;
- подбор сюжетных картинок для построения предложений разной грамматической конструкции;
- подбор информации для родителей по приобщению детей к чтению стихотворений;
- подбор игрового материала для развития умения согласовывать существительные и прилагательные в роде.
- подбор стихотворений детских поэтов для упражнений по формированию грамматического строя речи.
Формы работы:
- коллективные работы детей по рифмованию слов;
- использование репродукций картин;
- иллюстрирование работы со словом произведениями детской художественной литературы;
- приобщение к устному русскому народному творчеству;
- использование кукольного театра;
- использование упражнений пальчиковой гимнастики;
- тесное сотрудничество детей и взрослых.
Теоретическая база опыта
Формирование грамматического строя речи у ребенка – дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам, словообразование (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Уже в дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость у ребенка с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Связь между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование правильной речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.
В среднем дошкольном возрасте основное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи:
-согласование слов; -чередование звуков; - образование сравнительной степени прилагательных.
Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А. Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.
К трём годам род усваивается почти полностью. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.
В старшем возрасте дети усваивают предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение большинства имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий, умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
Исследования показывают, что усвоение морфологической системы русского языка, столь интенсивно проходящее именно в дошкольном возрасте, происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов:
- Л. С. Выготский «Мышление и речь»;
- учение Р. Е. Левиной о трёх уровнях речевого развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».