Светлана Артемьева
Современные технологии развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Из личного опыта.
«Современные технологии речевого развития дошкольников»
В дошкольном возрасте развивается речь - главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок в первые годы является фундаментом дальнейшего речевого формирования. Речь маленького ребёнка формируется из общения с окружающими его взрослыми, в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи.
Публикация «Современные технологии развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
В дошкольном возрасте у детей расширяется круг общения. Они становятся более самостоятельными, и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.
К таковым можно отнести технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию : звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи.
Игровые технологии.
Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.
В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр, теневой театр, театр масок.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.
Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик», «Зайка серый умывается», «Найди свой домик».
Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок», «Пальчик-мальчик», «Моя семья», «Улей», «Прятки», «Черепаха».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
Между освоением основных принципов красноречия должны быть соответствующие физические упражнения, для формирования опорно-двигательной системы и костного аппарата, к ним относятся подвижные игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, самомассаж «кран откройся, нос умойся…». Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Метод наглядного моделирования.
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. На основе данного подхода были разработаны специальные мнемотаблицы - алгоритмы, позволяющие более полно и эффективно усваивать информацию. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивания потешек, небольших стихов, сказок. Для детей младшей группы лучше составлять мнемотаблицы в красочном варианте, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ягодка – красная, елочка – зеленая и так далее, а для детей старших групп в одном цвете.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую нетрадиционные технологии в речевом развитии детей. К таковым отношу прослушивание русских народных сказок, так как сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. При этом маленький гражданин не только осваивает быт и фольклор, но также и пропитывается нравственными качествами великого народа.