МААМ-картинки

Современные технологии, методы, способы организации детской образовательной деятельности (консультация для педагогов)

Казакова Наталья
Современные технологии, методы, способы организации детской образовательной деятельности (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС дошкольного образования и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате.

Педагогам необходимо постоянно быть в поиске педагогических инноваций, которые помогут сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, насыщенным, увлекательным как для воспитанников и их родителей, так и для самого педагога. Давайте рассмотрим несколько вариантов:

I Педагогические технологии.

Клубный час.

Это технология социализации ребенка в ДОО.

Публикация «Современные технологии, методы, способы организации детской образовательной деятельности (консультация для педагогов)» размещена в разделах

Она предполагает тематическое «путешествие» по помещениям детского сада в рамках одного часа. В процессе него дети включаются в различные виды деятельности, которые организуют педагоги. Причем, чем заняться, дети выбирают сами. Благодаря клубным часам они получают большой опыт взаимодействия со сверстниками в своей группе и с детьми из других групп детского сада. Чтобы организовать клубный час, необходимо провести предварительную работу: воспитателям необходимо изучить теоретические основы социально-коммуникативного развития детей, познакомиться с опытом работы других педагогов в этом направлении; на собрании в группе необходимо рассказать родителям о цели, особенностях проведения клубного часа в детском саду.

Далее воспитатели организуют работу с детьми в группе. Они повторяют с ними правила поведения во время клубного часа, помогают оформить небольшие памятки.

Каждый клубный час посвящен определенной теме. Кабинеты, залы, холлы, прогулочные веранды детского сада оформляются в соответствующей тематике. С учетом темы клубного часа участники подготавливают необходимое оборудование.

В клубном часе участвуют дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Во вступительной части воспитатель раздает планы-схемы с обозначением мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. По определенному сигналу дети выходят из групп, свободно перемещаются по помещениям, заходят в любые, интересные для них места, где организована образовательная деятельность. Через час по повторному сигналу они возвращаются обратно. В разных помещениях ДОО организованы различные виды деятельности, но все они связаны обще й темой. Дошкольники сами выбирают себе занятие по интересам. Выбор их ограничен только временем.

После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Особо обсуждается поведение детей во время клубного часа.

Клубный час может стать традицией детского сада. При этом необходимо активно вовлекать в создание такой традиции родителей воспитанников.

Правила поведения во время клубного часа

Говори «здравствуйте», когда входишь в другую группу и «до свидания», когда уходишь;

Если взял поиграть игрушку, положи ее на место, когда уходишь;

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли их первыми;

Помогай проводить занятие во время «клубного часа»;

Говори и ходи спокойно;

Возвращайся в группу по сигналу звонка;

Если не хочешь ходить в другие группы, можно остаться в своей группе;

Если устал, можешь вернуться в свою группу.

Портфолио интересов дошкольника

Чтобы зафиксировать и продемонстрировать достижения дошкольников, педагоги создают портфолио. Оно может быть персональным – на каждого ребенка, или общим – на всю группу. За этими красочными альбомами не всегда можно увидеть личность дошкольника, его интересы и склонности. Решить эту проблему поможет портфолио интересов.

Портфолио (от английского слова, что означает «портфель», «дело») – собрание образцов работ, фотографий, которые дают представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модели, фотографа, дизайнера, архитектора и т. д.).

Технология портфолио – инновационная и приоритетная технология на всех уровнях образования.

В педагогическом словаре термин «портфолио» определяется как «новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении».

Основная задача портфолио – продемонстрировать достижения ребенка в различных областях посредством сбора, систематизации и фиксирования результатов его деятельности. Именно портфолио результатов (портфолио достижений, презентационному портфолио) отдают предпочтение педагоги ДОО. Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста более эффективным является портфолио процесса развития их интересов. Цель его создания – не систематизировать результаты деятельности, а изучать, как ребенок развивается.

Портфолио интересов — это способ обобщения и осмысления ребенком собственных интересов посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности.

Портфолио интересов складывается из продуктов деятельности ребенка и показывает то, что ему интересно.

Благодаря портфолио интересов педагог получает информацию об особенностях индивидуального познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. На основе материалов детской деятельности он имеет возможность выделить интересующую область познания для каждого воспитанника, определить «зону его ближайшего развития». Такая форма портфолио указывает на перспективы развития детей, сферу приложения их способностей и возможностей.

Например, рассматривая портфолио воспитанника, который интересуется автомобилями, можно увидеть разные виды автомобилей, фоторепортаж о транспорте. Однако по творческим работам ребенка становится понятно, что он проявляет интерес не к видам транспорта, разнообразию машин, а именно к деталям спортивного автомобиля.

Таким образом, содержание портфолио интересов данного воспитанника покажет педагогу направление его индивидуального развития в конструировании. Педагог поддержит увлечение ребенка и окажет помощь, например, в создании собственной модели игрушечного спортивного автомобиля.

Кто создает портфолио

Формирование портфолио и анализ продуктов детской деятельности ведется в триаде: ребенок – воспитатель – родитель.

Такое взаимодействие помогает ребенку определить направленность своих интересов, выделить значимый интерес, сформулировать цель познавательно-исследовательской деятельности.

Педагоги и родители могут собрать дополнительную информацию о ребенке (содержание, объем, глубину, степень устойчивости интересов, представить наиболее полную картину его познавательного развития.

Например: педагог может столкнуться с ситуацией, когда в разделах портфолио интересов воспитанника прослеживаются разные темы: спорт, музыка, общение и взаимодействие с людьми, потребность собственной значимости в глазах окружающих. Но в большей части творческих работ ребенка присутствуют растения (комнатные цветы, трава, кустарники, деревья) и все, что с ними связано (фотографии, иллюстрации из дневника наблюдений за растениями, схемы роста и развития). Чтобы поддержать и углубить интерес к растениям, педагог может предложить воспитаннику несколько вариантов собственного исследования: изучить строение цветка, собрать информацию о значении цветов в жизни человека, нарисовать растения.

Таким образом, портфолио интересов фиксирует интересующую ребенка область, позволяет сформулировать вопрос, тему детского исследования. При поддержке взрослых дети реализуют собственные исследовательские проекты. Презентационные материалы этих проектов входят в содержание портфолио. Они свидетельствуют о продуктивности и результативности познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Какую структуру имеет портфолио интересов

Портфолио интересов имеет 4 раздела.

Первый раздел – это продукты детской деятельности. Заполнить его ребенку помогают творческие задания, в процессе выполнения которых он делает различного рода выбор:

• личных ценностей;

• вида деятельности;

• занятия выходного дня;

• содержания деятельности;

• партнера по деятельности

• решения конкретной задачи;

• его субъективной позиции в видах деятельности согласно возрасту и др.

Что дает портфолио интересов

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъективная позиция ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, развиваются способности:

самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;

оперировать известными способами деятельности;

прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребенка создает условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.

II Методы.

Кейс – метод

Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.

Кейс-технология – от латинского слова casus – запутанный, необычный случай; от английского слова case – портфель, чемоданчик.

Кейс-метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, текстов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности для актуализации полученных знаний.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу или плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Кейс как педагогическая технология универсальна и не привязана ко времени. Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут. В других условиях тот же самый кейс – отправная точка для нескольких событий и идей. Благодаря этому план работы с детьми может быть гибким.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться. При этом воспитатель сможет разнообразить материалы и виды деятельности с ними.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят готовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Примеры кейсов

1. Кейс-прогнозирование

Ситуация: Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать.

Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все-все бабочки мира оказались бы тут, у нас в детском саду!».

Момент проблемного включения детей: Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?

Комментарий: Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

2. Кейс-проблемная ситуация

Ситуация: Воспитатель показывает видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей: Почему, распушив перья на морозе, птица согревается? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы тепло было?

Комментарий: Основная задача воспитателя - не сформировать стереотип «нахохлились, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

Сторителлинг – интерактивный метод

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаем познакомиться с методом сторителлинга.

Термин «сторителлинг» возник от английского слова, которое в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитателя, развитие и обучение.

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. Главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников.

История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализуя, объяснить воспитанникам нормы поведения. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила.

Как построить образовательную деятельность

Педагоги Алтая применяют метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют конверт-доску.

Конверт-доска (от англ. слова, что значит – преобразователь) – плоское изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменить содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Схема НОД с использованием метода сторителлинга и конверт-доски

в подготовительной группе на тему «Какого цвета море»

Педагог эмоционально настраивается на занятие (дети рассаживаются на стульях напротив доски).

Педагог рассказывает историю о ракушке, которую ей привезла с моря сестра, о том, как любит слушать звуки моря. Но забыла ракушку дома. Но есть аудиозапись «Шум моря» (дети слушают предложенную запись).

Беседа о прослушанной аудиозаписи, чтение стихотворения воспитателем о море.

Обсуждение с детьми того, каким может быть цвет моря, от чего зависит этот цвет.

По предложению воспитателя дети подходят к мольбертам и рассматривают репродукции И. К. Айвазовского.

Игра «Море волнуется раз…» (дети пытаются изобразить движениями разный цвет моря).

Еще раз рассматривают репродукции Айвазовского. Воспитатель рассказывает, кто такие художники-маринисты, значение этого слова.

Говорит детям, что они тоже могут стать маринистами и изобразить море.

Педагог вносит конверт-доску с изображенным морским пейзажем в технике пластилинографии.

Дети лепят из пластилина разных морских обитателей. А воспитатель рассказывает историю про большого кита. В процессе рассказывания воспитатель и дети размещают на конверт-доске морских обитателей. По ходу рассказывания дети перемещаются, общаются, беседуют с воспитателем.

В завершении занятия дети рассматривают совместно выполненную картину, обсуждают ее. Педагог поощряет развернутые ответы детей, закрепляет понятие художники-маринисты с теми детьми, кто ранее затруднился ответить; спрашивает у детей, что еще можно нарисовать из пластилина.

III Методические приемы.

Синквейн

Синквейн (в переводе с английского) – нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

Структура дидактического синквейна

Структура синквейна

Наводящие вопросы

1-я строка: тема синквейна – одно слово (существительное или местоимение). Предмет, о котором идет речь: «Кто? Что?»

2-я строка: два слова (прилагательные или причастия). Описание признаков предмета или его свойств, которые раскрывают тему синквейна: «Какой? Какая? Какое? Какие?»

3-я строка: три слова (глаголы или причастия). Действия предмета: «Что делает? Что делают?»

4-я строка: словосочетание или предложение из 4-х слов. Личное отношение автора синквейна к предмету, который он описывает: «Как ты относишься к этому?»

5-я строка:одно слово (существительное). Резюме, чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним: «Как назвать одним словом?»

Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

Структура дидактического синквейна

Структура синквейна

Наводящие вопросы

1-я строка

Тема синквейна – одно слово (существительное или местоимение)

Предмет, о котором идет речь

Кто? Что?

2-я строка

Два слова (прилагательные или причастия)

Описание признаков предмета или его свойств, которые раскрывают тему синквейна

Какой? Какая? Какое? Какие?

3-я строка

Три слова (глаголы или причастия)

Действия предмета

Что делает?

Что делают?

4-я строка

Словосочетание или предложение из 4-х слов

Личное отношение автора синквейна к предмету, который он описывает

Как ты относишься к этому?

5-я строка

Одно слово (существительное)

Резюме, чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним

Как назвать одним словом?

Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит.

Семь преимуществ синквейна?

1. Помогает детям понять и запомнить новое содержание.

2. Развивает коммуникативные и речевые навыки.

3. Обогащает словарный запас.

4. Учит формулировать ключевую фразу.

5. Подготавливает к краткому пересказу.

6. Совершенствует творческие и мыслительные способности.

7. Учит взаимодействовать со сверстниками, оценивать свои и чужие способности.

Как организовать синквейн, чтобы закрепить знания детей о профессиях

(из опыта работы педагогов Татарстана)

Знакомство с профессиями

Воспитатель знакомит детей с профессиями, например, художника и скульптора. Рассказывает, чем занимаются эти специалисты, показывает иллюстрации или мультимедийную презентацию. В конце занятия воспитатель предлагает детям составить синквейны об этих профессиях.

Уточнение знаний о профессиях

Например, воспитатель просит детей рассказать о ветеринаре и совместно с ними составляет синквейн. Это позволяет воспитателю понять, что уже знают дети о данной профессии, и дает возможность подкорректировать их знания, донести до них нужную информацию.

Затем предлагает детям дома с родителями найти дополнительную информацию об этом специалисте. Задача следующего занятия – скорректировать или совершенствовать уже готовый синквейн.

Повторение материала предыдущего занятия

Чтобы вспомнить профессии, о которых говорили на предыдущем занятии, воспитатель предлагает детям составить краткий рассказ по готовым синквейнам.

Заключительное задание по пройденному материалу

Воспитатель в течение 3-4 занятий рассказывает детям о профессиях людей, которые работают в детском саду, проводит беседы.

На заключительном занятии по этой теме он предлагает детям составить синквейны о профессиях, например, воспитателя, младшего воспитателя, повара. В данном случае синквейн помогает провести рефлексию, анализ и синтез полученной детьми информации. Такое задание активизирует и развивает мыслительную деятельность дошкольников. Они учатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Таким образом, благодаря синквейну, дошкольники лучше усваивают новую информацию, не только запоминают названия профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии, методы, способы организации детской образовательной деятельности (консультация для педагогов)
Опубликовано: 1 марта 2021 в 12:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии, методы, способы организации детской образовательной деятельности (консультация для педагогов)» (включая файлы) размещена пользователем Казакова Наталья (УИ 227123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД