Татьяна Васильчук
Современные технологии логопедического массажа
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии логопедического массажа.
Васильчук Татьяна Ивановна
учитель-логопед, Детский сад № 48 «Вишенка»,
Россия, г. Белгород
В статье рассматриваются современные технологии логопедического массажа.
Ключевые слова: массаж, логопедический массаж, активизирующий массаж, само-
массаж, логомассаж.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой со-
Публикация «Современные технологии логопедического массажа» размещена в разделах
вокупность приемов механического воздействия на различные участки по-
верхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние
мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации
произносительной стороны речи.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия,
который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей пе-
риферического речевого аппарата [2]. Многочисленные исследования показы-
вают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных во-
локон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.
Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место
нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц перифе-
рического речевого аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способ-
ствует улучшению произносительной стороны речи.
38
Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедиче-
ского воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах
работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные арти-
куляционные движения.
Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять ло-
гопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов
массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или рас-
слабляющий) массаж. Кроме этого, в логопедической практике используются
массаж биологически активных точек (БАТ, массаж с применением специаль-
ных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера
и т. п.) [1].
Различают следующие виды логопедического массажа :
• Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с про-
блемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, рас-
тираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет
шпатель, соску, зубную щетку.
• «Релиз глубоких тканей» оральной области. Курс по массажу «Релиз
глубоких тканей оральной области, проводила Дебра Бекхам в 2017 г. Удиви-
тельная глубоко продуманная методика.
• Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для
этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).
• Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабля-
ющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имею-
щие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.
• Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разрабо-
тан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением ре-
чевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой по-
лости, как: мягкое небо, язык и губы.
39
• Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком (подрост-
ком или взрослым, страдающим речевой патологией. Название этого вида го-
ворит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно.
Необходимо принять во внимание, что при изолированном использова-
нии какого-то одного вида массажа его курс будет дольше, чем при комплекс-
ном. Кроме того, логопедический массаж целесообразно использовать вместе
с другими видами лечения: сказкотерапия, постановка звуков, ароматерапия.
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое сомати-
ческое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъ-
юнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты,
стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, нали-
чие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных
артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропа-
толога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Без логопедического массажа не обойтись детям с нарушениями речи,
особенно тем, у которых ее коррекция педагогическими методами не приносит
значительного результата. Есть следующие показания для проведения такой
процедуры:
• нечеткое произношение звуков речи;
• заикание, имеющее невротическую природу появления;
• нарушение тонуса мышц, принимающих участие в артикуляции;
• неясное происхождение задержки речевого развития до 3 лет;
• алалия (полное отсутствие или недостаточное развитие речи без от-
клонений в умственном развитии);
• ускорение результативности занятий с логопедом;
• непроизвольное слюноотделение;
• напряжение при произношении звуков;
• ринолалия (дефект звукопроизношения в полости носа);
• дислалия (нарушение произношения при отсутствии нарушения
слуха, возникающая вследствие короткой подъязычной уздечки).
40
Логопедический массаж ни в коем случае не может быть назначен само-
стоятельно. Он проводится только после тщательного обследования мышц ре-
чевого аппарата. Во время этой процедуры логопед ставит предварительную
оценку работы всех мышц, необходимых для правильной работы артикуляции.
Результаты такого исследования помогают установить характер нарушения
произношения.
Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо
2-3 раза в течение недели. Первое занятие не более пяти минут, ребенок дол-
жен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж дол-
жен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до
25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие
детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники
полноценно могут протерпеть 25- 30 минут.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, дви-
гательных возможностей и патологической симптоматики.
Основными способами традиционного массажа являются поглаживание,
растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслаб-
ления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживаю-
щие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепле-
ния нужно применять быстрые и энергичные движения.
Массаж при пониженном мышечном тонусе.
Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ре-
бенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нару-
шение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуло-
вых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно
проводить движения.
Направление массажных движений от центра к периферии. Сила давле-
ния должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных
ощущений у детей.
41
Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышен-
ным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выби-
рают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от
периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие.
Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения сни-
жают возбудимость тканей.
Для проведения зондового массажа требуется использование специаль-
ных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый
зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти при-
способления в определенной очередности, логопед может эффективно воздей-
ствовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.
Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной
причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в об-
ласти языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все
это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Нови-
ковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, кото-
рые вызваны дизартрией или ДЦП.
Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный.
Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый диском-
форт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наибо-
лее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.
Для аппаратного логопедического массажа характерно применение спе-
циальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных
массажеров.
Обычно вибромассажер состоит из ручки, в которую помещается бата-
рейка, и трех насадок, которые можно использовать для выполнения упражне-
ния «вибрация» в логопедическом массаже.
Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного
массажа, который выполняется логопедом.