Марина Николаева
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста.
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги! Кто из вас знает хотя бы одного ребенка, который не любил бы рисовать, красить? Есть такие прекрасные слова у Э. Успенского: «Это правда! Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!».
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Детям нравится самим творить, фантазировать, экспериментировать. Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Актуальность: Рисование должно приносить детям только положительные эмоции, которые составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в его неумелую руку карандаш или кисточку и мучить малыша. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы в развитии творческого потенциала подрастающего поколения, так как современное общество имеет потребность в творческой личности.
(это для слайда) Современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию творческих способностей, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Отсюда вытекает проблема, которая состоит в невозможности развитие творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.
В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые доставляют детям эмоциональное удовлетворение, радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие их творческих способностей, которые нужно обязательно развивать.
Поэтому я и стала работать в данном направлении и поставила перед собой цель: Способствовать успешному совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование современных нетрадиционных техник и приемов рисования.
И задачи, которые помогут развить творческие способности у дошкольников :
1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами современных нетрадиционных техник рисования.
2. Познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования.
3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
4. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.
5. Развивать у детей познавательные и творческие способности через нетрадиционные техники рисования.
6. Развивать у детей наблюдательность, воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающего мира.
7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
8. Привлекать родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей детей.
9. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Теоретическая база: Прежде чем приступить к раскрытию темы, я познакомилась с трудами многих отечественных педагогов. Современные исследования Никитиной А. В., Давыдовой Г. Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Важным условием для развития творческих способностей дошкольников является развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества.
Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник.
В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.
Нетрадиционные виды рисования я использую на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса, как в организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, начиная с младшего возраста по принципу «от простого к сложному.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Основные техники, которые я использую в младшем возрасте : рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.
В среднем и старшем дошкольном возрасте я использую такие нетрадиционные техники как : рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.
Одна из самых фантастических техник эбру вызывает восторг у детей. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади
В последнее время приобретает большую популярность техника рисования Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Интерес к этому виду рисования связан с тем, что он является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого
он использует точечный рисунок (трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он
вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.
При работе с такими техниками я использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Чтобы заинтересовать детей продуктивной деятельностью, я использую различные игровые персонажи, которые не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей.
Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Когда дети усваивают те или иные техники рисования, я стараюсь находить новые, современные приемы, чтобы детям было интересно, чтобы не угасал творческий потенциал. Своей педагогической находкой, я считаю, работу с ручкой 3D. Это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования и стимулирует развитие креативных способностей дошкольников.
На первое наше занятия я пригласила ученика средней школы, который долгое время работает с этой ручкой. Он нам показал мастер-класс. Дети заинтересовались и решили сами попробовать.
Работа с этой ручкой проходит поэтапно:
1 этап – ознакомление с ручкой, с ее строением и назначением, тем самым вызываю интерес к ней.
2 этап - работа с 3-Д ручкой, учились правильно держать 3-Д ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи. Первое время я помогала детям.
3 этап - рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). На этом этапе мы создали с ними коллективную работу «Воздушные шарики».
4 этап - плоскостное рисование, использование шаблонов. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования.
Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.
Например, были изготовлены:
- «Фрукты» к теме «Здоровое питание»;
- «Солнышко» к теме «Весна»
– «Сердечко» ко Дню Матери и т. д…
С помощью 3 Д ручки можно делать поделки, например «Елочки» к Новому году. Работа с ней развивает у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность. Работа с этим гаджетом будет продолжаться, мы будем пробовать создавать объемные конструкции.
Работа с родителями. Никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. В Год семьи я этому вопросу уделяю особое внимание, используя следующие формы работы с родителями, которые помогают нам совместно развивать творческие способности у дошкольников. Для родителей был проведен круглый стол на тему «Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей», Мастер-класс «Экспериментируем вместе с детьми», психолого-педагогические гостиные, тематические консультации, совместно с родителями подобрана картотека игр, которая способствует развитию творчества у детей.
Результатативность (слайд)
Результативность применения современных нетрадиционных видов рисования в образовательном процессе подтверждается положительной динамикой в росте творческих способностей и познавательной активности у воспитанников. Проводимая диагностика показывает, что у детей развивается желание рисовать, исследовать, экспериментировать, рассуждать. У них развивается воображение, художественный и эстетический вкус, улучшается настроение и желание создавать творческие шедевры.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной, интересной и увлекательной форме освоить нетрадиционные техники рисования.
Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составление методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у ребенка.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, Новизна моей педагогической находки заключается в развитии художественно-творческих способностей детей в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Полезны эти занятия и для духовного развития детей.
Для будущего наших малышей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии. Я буду продолжать работать в этом направлении, находить новые техники для развития творческих способностей ребенка.