МААМ-картинки

Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста

Марина Николаева
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Кто из вас знает хотя бы одного ребенка, который не любил бы рисовать, красить? Есть такие прекрасные слова у Э. Успенского: «Это правда! Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!».

Темочки:

Детям нравится самим творить, фантазировать, экспериментировать. Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Актуальность: Рисование должно приносить детям только положительные эмоции, которые составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в его неумелую руку карандаш или кисточку и мучить малыша. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы в развитии творческого потенциала подрастающего поколения, так как современное общество имеет потребность в творческой личности.

(это для слайда) Современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию творческих способностей, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Отсюда вытекает проблема, которая состоит в невозможности развитие творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые доставляют детям эмоциональное удовлетворение, радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие их творческих способностей, которые нужно обязательно развивать.

Поэтому я и стала работать в данном направлении и поставила перед собой цель: Способствовать успешному совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование современных нетрадиционных техник и приемов рисования.

И задачи, которые помогут развить творческие способности у дошкольников :

1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами современных нетрадиционных техник рисования.

2. Познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования.

3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

4. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.

5. Развивать у детей познавательные и творческие способности через нетрадиционные техники рисования.

6. Развивать у детей наблюдательность, воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающего мира.

7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

8. Привлекать родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей детей.

9. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Теоретическая база: Прежде чем приступить к раскрытию темы, я познакомилась с трудами многих отечественных педагогов. Современные исследования Никитиной А. В., Давыдовой Г. Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Важным условием для развития творческих способностей дошкольников является развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник.

В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.

Нетрадиционные виды рисования я использую на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса, как в организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, начиная с младшего возраста по принципу «от простого к сложному.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Основные техники, которые я использую в младшем возрасте : рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте я использую такие нетрадиционные техники как : рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.

Одна из самых фантастических техник эбру вызывает восторг у детей. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади

В последнее время приобретает большую популярность техника рисования Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Интерес к этому виду рисования связан с тем, что он является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого

он использует точечный рисунок (трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он

вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.

При работе с такими техниками я использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Чтобы заинтересовать детей продуктивной деятельностью, я использую различные игровые персонажи, которые не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей.

Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Когда дети усваивают те или иные техники рисования, я стараюсь находить новые, современные приемы, чтобы детям было интересно, чтобы не угасал творческий потенциал. Своей педагогической находкой, я считаю, работу с ручкой 3D. Это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования и стимулирует развитие креативных способностей дошкольников.

На первое наше занятия я пригласила ученика средней школы, который долгое время работает с этой ручкой. Он нам показал мастер-класс. Дети заинтересовались и решили сами попробовать.

Работа с этой ручкой проходит поэтапно:

1 этап – ознакомление с ручкой, с ее строением и назначением, тем самым вызываю интерес к ней.

2 этап - работа с 3-Д ручкой, учились правильно держать 3-Д ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи. Первое время я помогала детям.

3 этап - рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). На этом этапе мы создали с ними коллективную работу «Воздушные шарики».

4 этап - плоскостное рисование, использование шаблонов. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования.

Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.

Например, были изготовлены:

- «Фрукты» к теме «Здоровое питание»;

- «Солнышко» к теме «Весна»

«Сердечко» ко Дню Матери и т. д…

С помощью 3 Д ручки можно делать поделки, например «Елочки» к Новому году. Работа с ней развивает у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность. Работа с этим гаджетом будет продолжаться, мы будем пробовать создавать объемные конструкции.

Работа с родителями. Никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. В Год семьи я этому вопросу уделяю особое внимание, используя следующие формы работы с родителями, которые помогают нам совместно развивать творческие способности у дошкольников. Для родителей был проведен круглый стол на тему «Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей», Мастер-класс «Экспериментируем вместе с детьми», психолого-педагогические гостиные, тематические консультации, совместно с родителями подобрана картотека игр, которая способствует развитию творчества у детей.

Результатативность (слайд)

Результативность применения современных нетрадиционных видов рисования в образовательном процессе подтверждается положительной динамикой в росте творческих способностей и познавательной активности у воспитанников. Проводимая диагностика показывает, что у детей развивается желание рисовать, исследовать, экспериментировать, рассуждать. У них развивается воображение, художественный и эстетический вкус, улучшается настроение и желание создавать творческие шедевры.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной, интересной и увлекательной форме освоить нетрадиционные техники рисования.

Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составление методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у ребенка.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, Новизна моей педагогической находки заключается в развитии художественно-творческих способностей детей в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Полезны эти занятия и для духовного развития детей.

Для будущего наших малышей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии. Я буду продолжать работать в этом направлении, находить новые техники для развития творческих способностей ребенка.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 11:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаева (УИ 2241757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 января 2025 суббота
05 января 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД