Получи документы

Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста

Марина Николаева
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста

Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Кто из вас знает хотя бы одного ребенка, который не любил бы рисовать, красить? Есть такие прекрасные слова у Э. Успенского: «Это правда! Ну, чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!».

Публикация «Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детям нравится самим творить, фантазировать, экспериментировать. Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Актуальность: Рисование должно приносить детям только положительные эмоции, которые составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в его неумелую руку карандаш или кисточку и мучить малыша. Первые неудачи вызовут у ребенка разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его собственные силы.

Все вышеизложенное определяет актуальность данной темы в развитии творческого потенциала подрастающего поколения, так как современное общество имеет потребность в творческой личности.

(это для слайда) Современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию творческих способностей, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Отсюда вытекает проблема, которая состоит в невозможности развитие творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

В этой связи и стало необходимым разработать такие художественные техники, которые доставляют детям эмоциональное удовлетворение, радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие их творческих способностей, которые нужно обязательно развивать.

Поэтому я и стала работать в данном направлении и поставила перед собой цель: Способствовать успешному совершенствованию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование современных нетрадиционных техник и приемов рисования.

И задачи, которые помогут развить творческие способности у дошкольников :

1. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами современных нетрадиционных техник рисования.

2. Познакомить детей с разнообразием нетрадиционных изобразительных техник рисования.

3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

4. Учить комбинировать ранее освоенные элементы в новых сочетаниях с различными материалами.

5. Развивать у детей познавательные и творческие способности через нетрадиционные техники рисования.

6. Развивать у детей наблюдательность, воображение, умение видеть характерные эстетические признаки окружающего мира.

7. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

8. Привлекать родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей детей.

9. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Теоретическая база: Прежде чем приступить к раскрытию темы, я познакомилась с трудами многих отечественных педагогов. Современные исследования Никитиной А. В., Давыдовой Г. Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Важным условием для развития творческих способностей дошкольников является развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник.

В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.

Нетрадиционные виды рисования я использую на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса, как в организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, начиная с младшего возраста по принципу «от простого к сложному.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Основные техники, которые я использую в младшем возрасте : рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями, картофелем, морковкой; рисование свечой, углем.

В среднем и старшем дошкольном возрасте я использую такие нетрадиционные техники как : рисование свечой; кляксография с трубочкой; набрызг; оттиск; рисование поролоном; пальцеграфия; техника тычка.

Одна из самых фантастических техник эбру вызывает восторг у детей. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади

В последнее время приобретает большую популярность техника рисования Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Интерес к этому виду рисования связан с тем, что он является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. Например, ребенок решил нарисовать лето и животных, и для этого

он использует точечный рисунок (трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он

вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творческой деятельности нет.

При работе с такими техниками я использую детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Чтобы заинтересовать детей продуктивной деятельностью, я использую различные игровые персонажи, которые не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей.

Такие дидактические материалы помогают усилить во время рисования воображение, способствуют художественному замыслу и развитию художественных способностей. Кроме того, все это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Когда дети усваивают те или иные техники рисования, я стараюсь находить новые, современные приемы, чтобы детям было интересно, чтобы не угасал творческий потенциал. Своей педагогической находкой, я считаю, работу с ручкой 3D. Это совершенно новый вид творческой деятельности, который позволяет по-новому взглянуть на процесс рисования и стимулирует развитие креативных способностей дошкольников.

На первое наше занятия я пригласила ученика средней школы, который долгое время работает с этой ручкой. Он нам показал мастер-класс. Дети заинтересовались и решили сами попробовать.

Работа с этой ручкой проходит поэтапно:

1 этап – ознакомление с ручкой, с ее строением и назначением, тем самым вызываю интерес к ней.

2 этап - работа с 3-Д ручкой, учились правильно держать 3-Д ручку, заправлять и извлекать пластик, увеличивать и уменьшать скорость его подачи. Первое время я помогала детям.

3 этап - рисование простых округлых предметов, создание контурных рисунков, где дети учились замыкать линии в кольцо (мяч, воздушный шарик, колечко). На этом этапе мы создали с ними коллективную работу «Воздушные шарики».

4 этап - плоскостное рисование, использование шаблонов. На этом этапе мы часто использовали метод «паутинки» приемом «закрашивания», штрихования.

Шаблоны для рисования были подобраны в соответствии с тематическими неделями и праздниками.

Например, были изготовлены:

- «Фрукты» к теме «Здоровое питание»;

- «Солнышко» к теме «Весна»

«Сердечко» ко Дню Матери и т. д…

С помощью 3 Д ручки можно делать поделки, например «Елочки» к Новому году. Работа с ней развивает у детей художественно-творческие, конструктивные способности, способствует развитию наглядно-образного мышления. Также способствует воспитанию умений работать в сотрудничестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций, позволяет вовлекать ребенка в интересную и увлекательную деятельность. Работа с этим гаджетом будет продолжаться, мы будем пробовать создавать объемные конструкции.

Работа с родителями. Никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. В Год семьи я этому вопросу уделяю особое внимание, используя следующие формы работы с родителями, которые помогают нам совместно развивать творческие способности у дошкольников. Для родителей был проведен круглый стол на тему «Нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей», Мастер-класс «Экспериментируем вместе с детьми», психолого-педагогические гостиные, тематические консультации, совместно с родителями подобрана картотека игр, которая способствует развитию творчества у детей.

Результатативность (слайд)

Результативность применения современных нетрадиционных видов рисования в образовательном процессе подтверждается положительной динамикой в росте творческих способностей и познавательной активности у воспитанников. Проводимая диагностика показывает, что у детей развивается желание рисовать, исследовать, экспериментировать, рассуждать. У них развивается воображение, художественный и эстетический вкус, улучшается настроение и желание создавать творческие шедевры.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Теоретическая значимость моей работы состоит в обобщении и систематизации материала, который поможет малышу в занимательной, интересной и увлекательной форме освоить нетрадиционные техники рисования.

Практическая значимость моей работы заключается в распространение своего опыта среди педагогов, составление методических рекомендаций для педагогов и родителей, создание картотеки нетрадиционных техник рисования для развития художественно-творческих способностей у ребенка.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, Новизна моей педагогической находки заключается в развитии художественно-творческих способностей детей в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Полезны эти занятия и для духовного развития детей.

Для будущего наших малышей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии. Я буду продолжать работать в этом направлении, находить новые техники для развития творческих способностей ребенка.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 11:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные техники нетрадиционного рисования как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

29 сентября. Ленд-арт фестиваль. Передвижка «Осеннее творчество»

 Игры с детьми на прогулке важны в любое время года, но можно не просто гулять, а заниматься творчеством. Все, что нужно для занятий в стиле «лэнд-арт», можно найти буквально у себя под ногами....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД