Коршикова Светлана Григорьевна
Эмоционально-развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоционально – развивающие игры и их роль
в подготовке детей к школе
Но знаете ли вы о том, какие переживания и чувства будет испытывать ваш первоклассник в первые школьные дни? И что вы сделали для того, чтобы подготовить его к поступлению в новый коллектив, облегчить ему сложность первых дней?
Вашему ребенку необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с новыми детьми и взрослыми. Он должен быть научен не бояться трудностей, стремиться преодолевать их и не отказываться от намеченной цели.
Публикация «Эмоционально-развивающие игры и их роль в подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Поведение и эмоции тесно связаны друг с другом. Ребенок сначала развивается как эмоциональное существо, а затем на передний план выступают поведенческие аспекты.
Нарушение поведения часто проявляется в невнимательности, импульсивности, повышенной отвлекаемости на посторонние сигналы, что впоследствии негативно скажется на успешности школьного обучения.
Родители и педагоги должны постоянно помогать ребенку выражать свои чувства, учить снимать эмоциональное напряжение. И главным помощником в этом станет игра.
Игра – это средство выплеснуть накопившееся напряжение, освободиться от тревоги и страха, отдохнуть и примерить на себя модель другого поведения. В игре дети способны решить много проблем и добиться разных высот, причем, сделать это играючи – т. е. легко, естественно и с удовольствием.
В какие же игры можно поиграть в момент проявления агрессии? Прежде всего, надо научить ребенка избавляться от гнева, так как если каждый раз он будет сдерживать эту эмоцию, есть опасность превращения его "в копилку гнева", которая рано или поздно взорвется истерикой, слезами или приведет к болезни. Такие игры как "Мешочек криков", "Листок гнева", "Подушка для пинаний", "Рубка дров" помогут ребенку вывести гнев и тем самым приведут к снижению агрессивности и психоэмоционального напряжения.
"Мешочек" можно сшить из любой ткани, но у него обязательно должны быть завязки. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, не может с вами говорить спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков”, договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
"Листок гнева" можно изготовить самим, но если это будет делать сам ребенок, получится двойная проработка его эмоционального состояния. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев, какой он формы, размера, на что похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге, а потом предложите ему разные способы выражения своих негативных эмоций - комкать, рвать, топтатьпока ребенок не почувствует облегчения и уменьшения этого состояния.
Игры с водой, глиной, песком также будут способствовать снижению агрессивности ребенка.
При обучении самоконтролю, прежде всего, надо научить ребенка сознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Игры типа "Сигналы гнева", "Возьми себя в руки", "Прикосновение" помогут вам в решении данной задачи.
Игра "Сигналы гнева” направлена на осознание ребенком своего гнева через телесные ощущения. Предложите ему вспомнить какую –нибудь ситуацию, в которой он очень злился. Спросите его, что испытывало в этот момент его тело (сжимаются кулаки, кровь приливает к лицу, становится трудно дышать, предложите ему выполнить все эти действия, а после расслабиться и получить от этого приятные ощущения.
Игры "Молчу – шепчу – кричу", "Говори по сигналу", "замри" развивают способность регулировать свое поведение.
"Молчу – шепчу – кричу" развивает способность управлять громкостью своих высказываний. Договоритесь о знаках, которые вы будете использовать как сигнал. Например, когда вы прикладываете палец к губам, ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ему следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимите руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Не бойтесь проявлять инициативу и изменять правила игр, ведь никто так хорошо не знает потребности вашего ребенка, как вы сами. Главное – сосредоточиться на самом процессе игры, забыть на это время о работе и домаш-них делах. Тогда вы не только доставите удовольствие своему ребенку, но и сами отдохнете, а может быть, начнете видеть то, что раньше было скрыто от ваших глаз, или понимать то, что видели, но чему не придавали значения