Сорокопудова Светлана
Современные проблемы логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы логопедии
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного мышления. Человек воспринимает предметы и явления с помощью органов чувств, и посредством слов. Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Публикация «Современные проблемы логопедии» размещена в разделах
Речь – это сложная функция и ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, на примере которой формируется его собственная речь.
Нарушение речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражается на его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка.
Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи проявляются не только в недостатках произношения, но и затрагивает другие компоненты речи, такие как фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Дефекты носят системный характер. Дети с нарушениями речи нуждаются в квалифицированной помощи специалиста. Многие родители не подозревают о серьезности проблемы, считают, что у их ребенка все в порядке. Родители не могут самостоятельно определить дефект речи и определить содержание работы по устранению недостатков. А ведь логопед не только «ставит звуки», но и способствует развитию познавательной деятельности, развивает память, внимание, мышление.
Основной целью логопедии является разработка системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.
Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психологического развития. Это знание поможет ему выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, а также проводить более эффективную логопедическую работу.
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Расширяется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психологические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера.
Все это отрицательно сказывается на овладение грамотой, на успеваемость в целом. Знания логопедии заключаются в том, чтобы помочь ребенку в преодолении речевых нарушений, тем самым обеспечить ему полноценное развитие.
Изучение логопедии является важным для всех работников детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом в развитии речи ребенка. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности.