Валентина Алексеевна Семёнова
Консультация для родителей «Родителям об играх и игрушках. Современные дети, современные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. К ребёнку при поступлении в 1 класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов. Родители озадачены тем, как подготовить его к школе. Как можно раньше научить - писать, считать, читать, забыв о том, что ведущая деятельность ребёнка-дошкольника игровая! Сейчас всем кажется, что чем раньше ребёнок начнёт читать, тем развитее он будет. Глубокое заблуждение. Чтение- это навык, который ничего не даёт для личностного развития. Не надо учить читать в 5 лет. В 8 они легко справятся с буквами. А вот развивать любознательность, воображение, активность легче в дошкольном возрасте. Ребёнок должен наиграться, тогда в 7 лет он захочет учиться. Современные исследования показали, что наши дети не умеют играть. Зачем нужна игра? Игра- это школа произвольного поведения. Игра – школа морали в действии. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте Игра определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой. Если ребёнок не выражает интереса к игре- это серьёзный сигнал для взрослого. Единственный язык, который легко даётся детям- это язык игры. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе. Нехватка времени на игру приводит к серьё зным проблемам в жизни детей: проблемы с обучением в начальной школе, сложности в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении. Ещё Екатерина вторая справедливо замечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее можно узнать их нравы и склонности. Питая в детях весёлость нрава, надлежит удалять от их глаз и ушей уныние, печальное воображение. Не оставлять дитя в праздности. Нужно начинать с ними такой разговор, через который получили бы умножение знаний…». Есть три ступени развития игры: Игра- действие (машинки едут, пирожки пекутся). Игра с сюжетом. Высший уровень: творческая игра (врач- больной, дочки-матери и т. д.). Большинство детей остаются на самом низшем уровне (до 5-6 лет). По настоящему играющих детей единицы. Кто же научит детей играть? Родители. Но родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению : их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Родители сами не умеют играть. Для современных родителей и детей актуальны игры один на один с взрослыми, которые можно организовать мимоходом: по дороге в детский сад. Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и способствующие развитию речи. Сюжетно-ролевые игры, входящие в жизнь детей с 3-5 лет, перестают быть похожими на игры их мам и пап. Родителям некогда вникать в игровое пространство: они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребёнка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, Черепашки- Ниндзя). Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с нею делать. Первое требование к игрушке- потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка. Второе: соответствие интересам самого ребёнка. Главное достоинство игрушки, привлекающее ребёнка,- возможность что-либо с ней делать. Игра и игрушка- составляющее любой культуры. Чем же должна быть игрушка для ребёнка? Источником радости, возможностью для самостоятельного творчества. Игрушка всегда выполняла психотерапевтическую функцию- помогала ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Серийная игрушка по сути своей является антиигрушкой : в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира: вытесняется развивающая игра и подлинное творчество. Игрушка полезная всегда ставит перед собой благородную воспитательную задачу- учить добру, красоте, мудрости. Игрушки иностранных производителей вводят ребёнка в культуру другого народа «перепрограммируют» русскую душу на свой лад, стимулируют насилие и агрессию. Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы,Человек-паук- эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребёнка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым- животным или маленьким детям. Что плохого в монстрах- это же только игрушки? Любое проигранное с ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Почему кукла Барби - антиигрушка? Четыре года- это возраст, когда ребёнок осваивает своё тело в гармоничном развитии. В девочке этого возраста силён инстинкт материнства, он находит своё воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать куклу Барби. Ведь Барби- это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы. Общие выводы обзора современных игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. Это ориентация на западные ценности, за которыми стоит культ силы, агрессии. В детской картине мира нарастает тенденция к танатизации- мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожение природы. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств- не без помощи средств массовой информации, а также антиигрушки : трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров».Ещё одна характерная черта нашего времени- тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, одной из причин которой является кукла с половыми органами. Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Антиигрушка- это не просто плохая игрушка, т. е. некачественно сделанная. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связи между поколениями, между «отцами» и «детьми». Современные антиигрушки не оставляют места для «домысливания» сюжета. Ребёнок представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Игрушка серьёзно влияет на детскую психику. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребёнок чаще всего отожевствляет себя с ней, с её «повадками». Поэтому, очень важно, с какой игрушкой играет ваш ребёнок! Игрушка- это не только объект детской деятельности, в ней изначально должна быть заложена и воспитательная функция. Хорошая игрушка всегда имеет художественный, эстетический вкус. Оценивая игрушку, важно учитывать её красоту, эстетическое воздействие и её социальный аспект, связь с окружающей общественной жизнью. Кроме того, несомненно важное достоинство игрушки – её связь с культурными традициями своего народа. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция- дымковская, гжельская, сергиев- посадская деревянная игрушка (матрёшки, деревянные лошадки, медведи и пр.) Они отражают патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость - её несомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых образцов.