Кудзиева Гита
Инновационные технологии в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные технологии в логопедии.
Данный проект в первую очередь предназначен для работы с детьми, страдающими нарушениями слуха (глухие и слабослышащие, но может использоваться в работе с обучающимися, с сохраненным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также проект эффективен при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.
Публикация «Инновационные технологии в логопедии» размещена в разделах
Достоинство его в том, что он представляет собой целостный личностно-ориентированный проект, включающий в себя модуль по развитию речи, электронные дидактические пособия по обучению чтению и счёту, презентационный материал по коррекции и развитию познавательной сферы учащихся.
Проект реализует следующие задачи:
• Во-первых, учитываются познавательные возможности и потребности обучающихся, их возрастные особенности, что исключает принуждение;
• Во-вторых, реализуется главная цель обучения - духовно-нравственное воспитание личности обучающегося. Создаваемый аудио, видео, фотографический ряд, элементы трехмерной графики обеспечивают эффектное и интересное восприятие информации. А для специалиста компьютерные средства представляют не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
• В-третьих, проект “не давит” ни на учителя, ни на ученика, так как становится реальным руководством к действию, приобретает характер рабочего плана, который всегда можно откорректировать.
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Специальное включение мультимедийных проектов в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений у детей оптимизирует процесс коррекции их устной речи.
Однако речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы специалистов столь разноплановы, что вряд ли можно выделить какую-либо универсальную методику, которую можно было бы положить в основу автоматизированного, компьютерного подхода к коррекции речевых нарушений. Именно поэтому все разработки можно считать вспомогательными средствами логопедической работы, при этом большинство этих средств достаточно уникальны и чрезвычайно эффективны.
Компьютерная программа «Игры для Тигры».
Это специализированная компьютерная логопедическая программа для устранения речевых нарушений. Названия блоков: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика» соответствуют частям Страны Звуков и Слов, карта которой представляет главное меню программы. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» способствует коррекции основных речевых нарушений:
-звукопроизношения,
-просодических компонентов устной речи,
-формированию фонематического восприятия,
-фонематического слуха,
-развитию лексики и грамматического строя речи,
-мелкой моторики пальцев рук.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Эта программа используется не только в коррекционных школах, но и в детских садах, а также на логопунктах общеобразовательных школ.
Компьютерный практикум для логопедических занятий на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере».
Особое внимание хочется уделить использованию на занятиях данного компьютерного практикума.
Этот практикум предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков при проведении логопедических занятий с детьми 6-7 лет, рассчитан на детей, владеющих начальным навыком чтения. Использование элементов мультипликации и звуковых возможностей позволяют сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным, разнообразным, интенсивным. Для упрощения работы при подготовке занятия в составе практикума имеется служебная программа «Конструктор урока», которая позволяет составить из компьютерных игр урок, запустить его и записать полученные результаты. Включается так же элемент соревнования: если работают одновременно два ребёнка, они получают очки. По результатам выявляется победитель. На материале практикума отрабатываются упражнения на развитие памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, корректируются нарушения фонематического слуха, языкового анализа и синтеза. То есть в полной мере осуществляется профилактика и коррекция нарушений письменной речи: дисграфии и дислексии, которые в последнее время стали настоящей проблемой у детей.
Уроки Мудрой Совы – виртуальная школа.
Здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в реальной школе. https://www.logozavr.ru/1549/ Каждая из учебных тем, разбита на три уровня сложности, поэтому в школе могут заниматься дети с самыми разными уровнями подготовки: дошкольники и младшие школьники.
Электронное пособие: «Учимся правильно говорить».
Данное электронное пособие помогает сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить его связно и грамотно говорить, читать, расширить знания об окружающей действительности, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Имеются задания на знакомство с разнообразием звуков окружающего мира, а также по изучению звуков речи русского языка и формированию навыков связной речи. Это пособие используется в качестве основного и любимого детьми ресурса.
Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.
Сложная структура нарушений требует проведения планомерной системной коррекционной работы по развитию основных психических функций, формированию необходимых для учебной деятельности умений и навыков. Компьютер предоставляет широкие возможности развития совместной координированной деятельности различных анализаторных систем.
Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо учитывать психофизиологические основы организации эффективной работы обучающихся при использовании новых технологий обучения.
В мультимедийном проекте «Коррекция отклонений в развитии речи детей с помощью ИКТ» подборка звуковых презентаций разделена на четыре основные темы:
• обучение чтению
• развитие фонематического слуха
• развитие мышления
• развитие связной речи
Использование специализированных компьютерных программ, мультимедийных проектов в процессе коррекционного обучения повышает эффективность работы специалиста, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным. Кроме того, позволяют осуществлять традиционную деятельность по-новому.
Проект находится в постоянной динамике и развитии в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и работающих специалистов. Проект является «открытым», доступным для дальнейших изменений и усовершенствований.
Использование данного проекта весьма эффективно для детей, страдающих РДА. (Ранним детским аутизмом). Так как для детей с тяжёлыми нарушениями речи использование традиционных методов работы малоэффективно, то, на мой взгляд, применение данного методического проекта позволяет резко повысить интенсивность коррекционной работы.
В этом отношении использование новых средств обучения, в том числе и дистанционных, ставится незаменимым, потому что дистанционное обучение развивает социальную уверенность ребёнка, которая в свою очередь способствует развитию социально - перцептивных способностей, облегчающих вхождение ребёнка в социум и культуру. В процессе занятий у детей формируется необходимый психологический и эмоциональный настрой. Безусловно, такое обучение будет продолжать успешно развиваться по мере создания новых телекоммуникационных технологий и их внедрения в учебно-воспитательный процесс школ. Именно дистанционное обучение позволит нашей школе проводить непрерывное обучение детей в периоды обострения у них хронических заболеваний, особенно часто у детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Применение мультимедийных проектов на логопедических занятиях делает их более яркими и насыщенными, позволяет стимулировать и активизировать познавательный интерес у детей с речевыми и психологическими проблемами, использовать обучающие компьютерные программы, цифровые образовательные ресурсы. Незаменимы проекты при индивидуальной работе с детьми.
Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Список использованных источников
1. Список используемой литературы: 1. Безруких М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Педагогический университет «Первое сентября». М. ,2006.. 2. Онишина В. В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников. - М. ,2006. 3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985. 4. Эльконин Д. Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.