Егорова Ольга
Современные представления о связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время успеваемость и успешность в школе дошкольника определяет уровень развития учебных навыков, а так же то как развиты речевые и познавательные процессы, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой, и на данный момент поэтому система дошкольного образования направленна на масштабную и охватывающую все процессы своевременную подготовку дошкольника к школе.
Публикация «Современные представления о связной речи» размещена в разделах
В том, что речь выделяется одним из главных критериев определения способностей ума у детей, можно сказать с уверенностью, а так же то, что одним из критериев умственной готовности к образовательным процессам в школе является речевая готовность ребенка. Четко обосновывать свои потребности и мысли, желания, правильно формулировать вопросы, без колебаний и каких – либо трудностей общаться с окружающими людьми, а так же быстро обучаться письму и чтению – то, что могут дети с правильно поставленной и хорошо развитой речью.
Такие авторы, как С. Б. Сокольникова и А. Ю. Чистобаева выносят на обсуждение особенности речевого онтогенеза ребенка с недоразвитием речи в совокупности с особенностями в рамках особенности внедрения ФГОС в дошкольные учреждения комбинированного вида. В своей работе авторы предусматривают преодолевание расстройств связной речи с помощью выполнения критериев ФГОС.
Ребенок с недоразвитием речи причисляется к группе детей с ограниченными возможностями здоровья, и поэтому чтобы преодолеть расстройства связной речи нужно создать определенные условия, так отмечают такие авторы, как Г. М. Вартапетова и Е. Э. Петрова.
М. В. Шорохова определяет преодоление расстройств связной речи у ребенка, как одно из направлений в сопровождении детей с расстройствами речи в учреждениях здравоохранения.
В своих исследованиях Е. П. Фур и Л. В. Коврыгина предоставили критерии диагностики и преодоления расстройств грамматической и лексической подготовленности детей с общим недоразвитием речи как базы связности их высказываний.
Актуальные направления к определению механизмов расстройств связного высказывания и особенностей диагностики изучаются в исследованиях Л. В. Ковригиной и А. А. Крупиной. И все же более структурированные понятия о связной речи предоставлены в лингвистической литературе. В данных исследованиях слова, словосочетания, и предложения, которые взаимообъеденены в один целый, четко структурированный, и правильно грамматически связанный для слушателя текст – это основа речи.
Как подчеркивал Ф. А. Сохин «связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя и то, как он строит свои высказывания, позволяет судить об уровне его речевого развития». Несформированность таких базовых понятий, как фонетика, лексика и грамматика могут быть причиной расстройств связной речи у ребенка дошкольного возраста. Побочные нарушения, которые могут наблюдаться у ребенка, и которые проявляются в несформированности ведущих психических процессов, могут надолго затормозить процесс обучения им навыков связной монологической речи.
Разная степень проявления речевого недоразвития у детей дошкольного возраста – один из принципов классификации составленной Р. Е. Левиной. Каждый уровень речевого онтогенеза у ребенка с общим недоразвитием речи предусматривает свои особенности проявления расстройства связной речи.
Абсолютное, а также практически абсолютное отсутствие речи, недоразвитие умений речевой коммуникации, использование простейших бытовых слов, также односложных предложений, а также практически абсолютном отсутствии фразовой речи – характеристика связной речи при первом уровне общего недоразвития речи.
Уровень «начатков фразовой речи», так характеризуется второй уровень речевой недоразвития. Речевые средства в процессе коммуникации используются постоянные, но искаженные в фонетическом и грамматическом отношении.
Третий уровень недоразвития речи, уровень «обиходной фразовой речи с проблемами лексико – грамматического и фонетического строя» является наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста. При употреблении развернутой фразы у детей выделяются фонетико – фонематические и лексико – грамматические трудности и расстройства. Недоразвитие фонематических процессов и отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи и перехода от диалогической формы речи к монологу, что отчетливо проявляются при составлении пересказа или описательного рассказа. В высказываниях в большей степени проявляются простые распространенные предложения, и также практически не наблюдаются сложные конструкции. Совершение ошибок в логической последовательности событий, перечисление действий, при правильном понимании логической взаимосвязи событий.
Стойкие неявно выраженные нарушения – так проявляется несформированность связной речи при четвертом уровне речевого онтогенеза. Эти стойкие нарушения проявляются в овладении детьми языковыми механизмами словообразования и словоизменения, а так же некоем своеобразие речи при составлении рассказа, выраженном в нарушении логической последовательности, пропусках главных событий и повторов отдельных эпизодов, «застревании» на его второстепенных деталях, использовании простых малоинформативных предложений.
У детей с общим недоразвитием речи высказывания определяются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, отсутствием четкости и последовательности изложения, а не на следственные причинные взаимоотношения действующих лиц. Всевозможные виды творческих рассказов, а так же текстов по образцу детям с общим недоразвитием речи воспроизвести очень трудно.
Сложности, которые возникают в процессе овладения содержательной и грамматической сторонами связного высказывания, проявляются при нарушениях связной речи у воспитанников старшего дошкольного возраста. Одновременно у дошкольников с общим недоразвитием речи определяются полноправные способности к овладению и усвоению труднейших законов языка, что в будущем обусловит им в полной мере обеспечить себе коммуникацию, используя развернутую связную монологическую речь.
Подготовила воспитатель корр. группы Егорова О. А. МБДОУ "Детский сад "318" г. Нижний Новгород