Елена Барсукова
Современные подходы, методы и формы работы с родителями для достижения целей дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Публикация «Современные подходы, методы и формы работы с родителями для достижения целей дошкольного образования» размещена в разделах
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении различных задач и проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
В связи с этим, в нашем детском саду одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества : родители – дети – педагоги.
Можно отметить основные направления сотрудничества:
1. Психолого – педагогическое просвещение родителей.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
3. Участие семей в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Задачами нашего детского сада в этом вопросе, так же как наверно и в других детских учреждениях, являются:
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
2. Объединение усилий для развития и воспитания детей.
3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
5. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При решении данных задач необходимо, на мой взгляд, соблюдать следующие условия:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ведь педагог общается с родителями ежедневно и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.
• Индивидуальный подход. Он необходим, не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. В работе я, общаясь с родителями, стараюсь чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, чтобы посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
• Сотрудничество, а не наставничество.
• Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И поэтому я ищу новые формы и направления работы с семьей.
Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
В настоящее время существуют две основные формы взаимодействия :
1. Традиционные: информационно-наглядные, индивидуальные, коллективные.
2. Нетрадиционные: познавательные, информационно-аналитические, досуговые.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы.
• Тренинги
• Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
• Педагогическая гостиная
• Игры с педагогическим содержанием
• Педагогическая библиотека для родителей
• Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Информационно-аналитические :
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
• Проведение социологических срезов, опросов
• «Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
• Совместные досуги, праздники
• Выставки работ родителей и детей.
В своей работе я совмещаю эти группы форм взаимодействия, как, думаю, и любой из присутствующих здесь коллег.
Жизнь в нашей группе проходит насыщенно, ярко, разнообразно. Практически ни одно дело не обходится без участия родителей. Существуют в нашей группе и свои традиции, которые мы стараемся всегда поддерживать. Например – «День рождения группы». Проводим его мы в конце сентября во второй младшей группе. Такое мероприятие, считаю, положительно сказывается на отношениях в системе «дети-родители-педагоги», на адаптацию детей к новому окружению. Праздник готовим все вместе, обговариваем форму проведения, составляем программу, подбираем игры, готовим номера, аттракционы, придумываем оформление группы.
Традиционными в нашей группе стали и совместные занятия на различные темы (в скобочках, образовательные ситуации).
Еще одна традиция – создание семейных газет.
Ну, а без создания выставок семейного творчества вообще сложно представить жизнь в группе! Девиз таких выставок – «Наши руки не знают скуки». Замечательные поделки к таким выставкам изготавливаются тремя сторонами: детьми-педагогами-родителями. Тематика выставок различна. Это и поделки из природного и бросового материала, и всевозможные макеты, волшебное вязание, поделки из овощей и фруктов – много чего.
Еще одна традиция прочно входит в жизнь нашей группы – это совместные с родителями экскурсии и походы. Экскурсии осуществляем уже со средней группы: в городской музей, городской парк (в зимнее время катание со снежных горок, библиотеку, по улицам нашего города и др. А походы проводим только с детьми старшей и подготовительной групп. Подготовка к таким походам – процесс трудоемкий, и помощь родителей здесь неоценима! Заранее продумываем все организационные моменты: от предварительно изученного взрослыми маршрута до необходимого снаряжения, удобной для похода одежды и т. д. Обязательно берем с собой воду, сухпаек и аптечку.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Огромное удовольствие доставляет ребятам и родителям совместное участие во всевозможных конкурсах и развлечениях. Таких мероприятий у нас проходит великое множетво! Не возьмусь даже перечислять.
Новшеством для всех нас стало участие в федеральном конкурсе по пластилинографии.
Впервые в конкурсе участвовали дети, будучи во второй младшей группе. Условием данного конкурса было выполнение работ детьми под руководством родителей в домашних условиях. Моей задачей было донести до родителей условия конкурса, сроки проведения, тему работ, познакомить с техникой рисования пластилином. Для этого был проведен мини-семинар с родителями. С детьми предварительно мы учились приемам техники пластилинографии. Рисование пластилином очень увлекло детей. За два года в группе было представлено несколько выставок детских работ, выполненных в данной технике.
Еще одна из нетрадиционных современных форм работы с родителями : Это участие родителей в проектной деятельности. Во всех проектах одним их этапов его реализации стоит работа с родителями, и это дает нам свои положительные результаты. Ведь проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей.
В ходе совместной работы были реализованы такие проекты, как: «Что мы знаем о воде?», «Люди» (целью данного проекта являлось развитие познавательного интереса детей, углубление знаний о сообществе людей, о самом себе, воспитание эмоциональной отзывчивости к окружающим людям, проект «Добрый хлеб – помощник наш» и другие.
Конкурс «Веселые нотки» тоже не обошелся без участия родителей. Родители помогали и с костюмами, и с транспортом, ну, и, конечно же, все вместе переживали, болели и очаровывались своими детьми, ведь на конкурсе мы были самые маленькие – средняя группа.
Не обходится жизнь в нашей группе и без «Дней добрых дел». Это дни добровольной посильной помощи родителей в группе, в ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе и т. д.
В рамках же детского сада хочется отметить такие интересные, на мой взгляд, формы работы, как:
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.
«Дни открытых дверей». Дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Создание семейных газет. Родительская газета оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи жизни семьи, делятся опытом. Создаются такие газеты также к определенным датам, по определенным случаям («Наш семейный выходной», «Папа, Мама, я – спортивная семья», «Семья – это…», «Папа – мой самый лучший друг», «Бабушкины секреты воспитания» и другие).
Ну и подводя итог своего выступления, хотелось бы отметить, что главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями различных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.