Татьяна Курылева
Современные подходы к экологизации
В системе экологического воспитания в ДОУ очень важна работа с родителями. Только с помощью семьи и наших совместных усилий можно воспитать культурного, грамотного экологически воспитанного человека.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. [1]
Публикация «Современные подходы к экологизации» размещена в разделах
Детский сад- это самая первая ступень где начинается экологическое воспитание детей, поэтому перед нами встает задача формирования у детей положительного отношения к окружающей среде, ко всему живому.
Необходимые знания по экологическому воспитанию дошкольников приобретаются в процессе контакта ребенка с объектами природы, при наблюдениях, за природными явлениями и живыми объектами.
В нашем детском саду экологическая развивающая среда организована как традиционный уголок природы, лаборатория в которой мы проводим опыты и наблюдения. Практическая работа позволяет закрепить полученные теоретические знания. Наблюдение за погодными условиями, различные действия с цветами (посадка, пересаживание цветов, огород на окне и т. д.) позволяют детям воспитывать в них доброту и ответственность за окружающий нас мир. В нашу работу с детьми включены родители, так как они являются непосредственным примером для своих детей. На задаваемые вопросы детьми дома, ответить может только родитель, который правильно направит мысли и действия своего ребенка по отношению к природе.
Семья занимает не мало места в экологическом воспитании ребенка. Именно там формируются основы духовного и культурного воспитания, закладывается положительное отношение к окружающей среде. Бескорыстная любовь людей к Родине, ее природе – результат длительного и целенаправленного воспитания в семье. [2]
Дошкольники очень зависимы от своей семьи, они получают от нее: эмоциональное благополучие, любовь, поддержку, тепло, чувство уверенности, физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье, дает возможность развивать двигательную активность детей, ходить, прыгать, играть, лазать, бегать, а так же узнавать много нового и полезного.
В план по взаимодействию с семьями детей мы включаем вопросы по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия помогают обеспечить непрерывность педагогического процесса, и его положительный результат.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем различные формы : традиционные формы нетрадиционные.
- Тематические беседы («Крылатые доктора», «Ядовитые растения», собрания в нетрадиционной форме (квест-игра, брейн-ринг, игра в стиле телепередачи, пополнение и обновление информации на стендах для родителей по экологии («Птицы наши друзья», «Человек и природа»).
- Анкетирование «Экологическое воспитание в семье», опрос родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».
-Участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Участие родителей в совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование методической литературы по проблемам экологического воспитания детей.
- Оформление стенгазет, папок-передвижек, различных альбомов по экологии, фотовыставка на тему «Экология и мы»
В работе с детьми мы стараемся использовать все доступные средства, используя различные формы работы, которые условно можно разделить на три направления:
1) Организованная деятельность (эксперементирование)
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми: беседы, наблюдения и опыты, праздники («Праздник Осени», «Есть у нас огород», «Овощи и фрукты» и другие); познавательные природоведческие настольные и печатные игры (Лото, домино, пазлы и др, чтение художественной литературы, труд в природе (полив растений, уборка территории участка).
3) Самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры).
Итак, дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к познавательной деятельности, что касается и природы. К каждому происходящему явлению в природе дети проявляют огромный интерес, не остаются равнодушными к увиденному. И это приводит их к заинтересованности, теории и практики. Наша задача - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности. [3]
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва «Просвещение», 2000
2. В. В. Рыньков «Причуды животных или занимательная экология», Нижний Новгород, 2002
3. Т. А. Серебрякова С. В. Тиманкина «Подходы к организации эколого-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения», Нижний Новгород, 2006