марина ковалева
Современные подходы к успешному взаимодействию педагога и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В прочной надежной семье нуждается каждый человек. Но в дошкольном возрасте мир ребенка уже ограничивается не только семьей. Это период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости и от других окружающих его взрослых – педагогов в образовательной организации. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательной деятельности. Главным, в работе любой дошкольной образовательной организации, являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Ведущие цели взаимодействия воспитателей с родителями – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Публикация «Современные подходы к успешному взаимодействию педагога и семьи» размещена в разделах
Но в настоящее время остро ощущается самодостаточность воспитателей в решении собственных задач и их нежелание, а, в большинстве случаев, неумение устанавливать контакты и продуктивно взаимодействовать с родителями.
Причины, которые препятствуют продуктивному взаимодействию воспитателей и семьи следующие :
- низкий уровень социально – психологической культуры участников взаимодействия : родителей и воспитателей;
- непонимание родителями значения периода дошкольного детства для формирования личности ребенка;
- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОО;
- недостаточная информированность воспитателей об условиях и особенностях воспитания ребенка в семье;
- неумение родителей анализировать собственные педагогические ошибки;
- конфликты между родителями из – за детей;
- взаимное предвзятое отношение родителей и воспитателей друг к другу по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Воспитатели отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям совершенно не хватает времени на воспитание своих детей, они всегда заняты своими проблемами и недостаточно компетентны в вопросах психологии и педагогики.
Организация взаимодействия воспитателей и родителей, основанная на сотрудничестве, позволит каждому ребенку чувствовать себя участником образовательной деятельности, а у педагогов появится возможность для каждого ребенка создать зону успеха, что является важным для личностного развития дошкольника, поддержания его познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательной деятельности.
Взаимодействие воспитателя и семьи строится на следующих принципах и подходах :
1. Доброжелательность в общении педагога с родителями. Позитивный настрой воспитателя является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями, т. к. в общении с родителями не приемлемы категоричность и требовательный тон.
2. Доверительности. Родители должны видеть в воспитателе профессиональную компетентность, тактичность, коммуникативность.
3. Индивидуальный подход. Воспитатели должны чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители сейчас люди грамотные, осведомленные, и, конечно, знающие как правильно нужно воспитывать детей, поэтому ваше наставничество не принесет желаемого результата. Гораздо важнее создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи.
5. Утверждение самооценки родителей. Только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им всяческой поддержки.
6. Динамичность. Образовательная организация должна постоянно находиться в режиме развития, а не функционирования, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы воспитателей с семьей.
Часто педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию конфликтных, пытаются их переубедить, доказать, что они не правы. Такая позиция воспитателя может насторожить родителей, и впоследствии они вряд ли будут обращаться со своими проблемами к такому педагогу. Вот почему реакция воспитателя должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с такими родителями. В этом случае необходимо спокойно выслушать родителей, дать им почувствовать вашу готовность профессионально разобраться в сложившейся ситуации.
Работа по взаимодействию воспитателя и родителей отличается разнообразием и не имеет определенного стандарта: жизненные задачи и требования диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача обеих сторон в этом взаимодействии – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется подчеркнуть, что родители должны являться активными участниками образовательной деятельности. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания детей. Обе стороны взаимодействия должны признавать различия во мнениях и после дискуссий по возникающим вопросам и предложениям, приходить к взаимовыгодному варианту решения проблем, чтобы они удовлетворяли обе стороны. Тем более, что в данное время возрастает заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. При этом и педагог, и родители подчеркивают значимость решаемой проблемы, готовность выслушать друг друга, демонстрируя умение конструктивно вести переговоры.