Елена Журавлева
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников посредством организации труда на участке детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель высшей категории Журавлева Е. В.
г. Таганрог МБДОУ № 64
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К. Д Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. A. Сухомлинский.
К. Д. Ушинский который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей писал : «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Публикация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников посредством организации труда на участке детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
К. Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.
Великий педагог, В. А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Вот и в нашем XXI веке важность трудового обучение очень важна в жизни каждого дошкольника.
Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения.
В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном подходе к детям (сделать замечание, предложение, направить внимание на положительный пример и т. д.).
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
А сколько радости испытывают дошколята от того что своими руками они посадили и вырастили на дошкольном огороде овощи.
Наша задача прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию : осенью – к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной – к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады; летом – к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
“Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”. А это актуально в наше время становится еще более, чем во времена наших педагогов классиков.