Елена Потапова
Тема круглого стола: Т Современные подходы в работе с родителями воспитанников ДОУ в процессе реализации федеральных государ
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОУ.
Публикация «Тема круглого стола: Т Современные подходы в работе с родителями воспитанников ДОУ в процессе реализации федеральных государ» размещена в разделах
В основе стандарта заложен один из следующих основных принципов: личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей (пункт 1.2.2).
ФГОС ДО прописывает основные принципы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьёй (пункт1.4.5) ; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6).
Среди задач, решаемых ФГОС ДО,- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (пункт1.6.5).
Одним из требований к психолого – педогагическим условиям является требование обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9).
Положительный результат, может быть, достигнут только при
рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями) на всём протяжении дошкольного детства ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО организация обязана:
информировать родителей (законных представителей, и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённых в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску (использованию) материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а так же для обсуждения с родителями детей, вопросов связанных с реализацией Программы.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок)
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций :
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
-оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
-использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально - дифференцированного подхода к семьям.
Формы работы с семьёй
1."Дни открытых дверей".
2. Посещение семей.
3. Педагогические беседы с родителями (консультации) .
4. Наглядно - информационные формы взаимодействия с родителями. (объявления, просьбы, благодарности) .
5. Участие родителей в непосредственно образовательной деятельности.
6. Родительские собрания.
7. Организация праздников, утренников, мероприятий.
8. Участие в конкурсах.
Методы и приёмы активизации родителей
1. видеосъемка
2. занятия
3. актуальная тема
4. выставка детских работ
Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребёнка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребёнка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приёмов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьёй, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.