Алёна Ягфарова
Возможности речевого и социально-коммуникативного развития на краткосрочных образовательных практиках по ручному труду
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из средств социально – коммуникативного развития дошкольника можно выделить продуктивную деятельность на краткосрочных образовательных практиках в ДОУ.
Проблема социально – коммуникативного развития старших дошкольников хорошо решается на краткосрочных образовательных практиках по ручному труду. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью ручного труда, под руководством взрослого, погрузиться во взаимоотношения со сверстниками и принять участие в жизни коллектива.
Публикация «Возможности речевого и социально-коммуникативного развития на краткосрочных образовательных практиках по ручному труду» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Продукт, получаемый в совместной продуктивной деятельности детей и взрослых на краткосрочных образовательных практиках по ручному труду, выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с окружающими.
В практической работе на краткосрочных образовательных практиках с дошкольниками можно выделить следующие направления продуктивной деятельности:
• создание предметов годных для использования в познавательной, экспериментальной, игровой деятельности,
• наполнение галереи творческих работ,
• создание макетов,
• создание сувениров и украшений к праздникам.
В краткосрочных образовательных практиках по ручному труду развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартами-условиями, закладываются навыки позитивного взаимодействия с окружающими.
Взаимодействие с окружающими в краткосрочных образовательных практиках по ручному труду строится на речевой активности детей, которая стимулируется возникающей ситуацией. В процессе творческой деятельности у детей:
• повышается собственная активность,
• повышается уровень и количество высказываний, направленных на общение с другими детьми;
• развивается способность отвечать на открытые вопросы;
• развивается способность самому задавать вопросы;
• повышается уровень и количество комментариев, сопровождающих собственные действия ребенка.
Таким образом, совместная продуктивная деятельность на краткосрочных образовательных практиках детей и взрослых развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
Целесообразно реализовать работу в данном направлении по 3 этапам.
1 этап. Обучение детей набору умений и навыков в работе.
На этом этапе, под руководством взрослого, дети овладевают способами и средствами в работе.
2 этап. Обучение детей работе в паре.
Дети овладевают умениями договариваться, строить общие планы, реализовывать задуманную работу сообща, самоконтролю и взаимоконтролю. Руководящая роль отводится взрослому, который побуждает к общению, направляет, объясняет, как договориться и т. д.
3 этап. Самостоятельная деятельность детей.
На основе имеющихся знаний в работе, умении наладить контакт со сверстником, договориться о предстоящей работе, дети выполняют КОП на тему, заданную взрослым. На этом этапе постановка цели, подбор материала и оборудования, способов выполнения работы отдаётся детям, взрослый лишь косвенно руководит данной деятельностью.
В итоге такой работы дети приобретают знания и умения, помогающие им позитивно организовывать общение в кругу сверстников, а значит, и социализироваться в обществе.