Надежда Косых
Современные подходы к реализации воспитательной работы с дошкольниками. Воспитательная работа в ДОО в контексте ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении играет важную роль в формировании личности ребенка. Вместе с введением ФОП ДО возникают новые задачи и требования для воспитателей.
Одним из основных изменений является акцент на индивидуальном развитии каждого ребенка. Это означает, что коллективам ДОУ необходимо находить новые подходы и методы для работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, интересы и потребности.
Темочки:
Воспитателям следует уделять больше внимания наблюдению и анализу каждого ребенка, чтобы определить его сильные стороны и условия, которые помогут ему достичь максимального развития.
Одним из важных аспектов успешной воспитательной работы является создание поддерживающей и благоприятной атмосферы для развития ребенка. Воспитатели должны создать доверительные отношения с каждым ребенком и поддерживать позитивный эмоциональный климат. Важно помнить, что дети воспринимают и впитывают все, что они видят и слышат в окружающей их среде. Поэтому взрослые являются частью образовательной среды и должны быть образцом хороших манер и отношений для детей.
Воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении теперь требует большей гибкости и креативности от педагогов. Необходимо искать новые подходы и методы, основываясь на потребностях и интересах каждого ребенка. Вместе с тем, воспитатели должны помнить, что их задача — не только обучение детей, но и развитие их социальных и эмоциональных навыков, формирование жизненных ценностей и умений. Они должны быть готовы к тому, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Современное общество постоянно меняется и развивается, и ни одна сфера жизни не может оставаться без изменений.
Воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении (ДОО) также требует постоянного обновления и адаптации к новым требованиям и стандартам.
Воспитательная работа- это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
В содержании Рабочей программы воспитания ФОП ДО выделено 7 направлений:
• Духовно-нравственное направление воспитания;
• Патриотическое направление воспитания;
• Социальное направление воспитания;
• Познавательное направление воспитания;
• Физическое и оздоровительное направление воспитания;
• Трудовое направление воспитания;
• Художественно – эстетическое направление воспитания.
1. Давайте рассмотрим каждое направление более подробно. Итак, духовно-нравственное направление.
Целью данного направления является - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению.
Проблема воспитания духовно- нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:
• Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телефоны, компьютеры и телефоны;
• Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей.
Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому, важно в работе с детьми больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).
Так же, немало важную роль в духовно- нравственном направлении играют народные праздники, такие как: Рождество, Покровская ярмарка, Масленица, Пасха и многие другие.
Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Поэтому, необходимо убеждать их в важности духовно- нравственного воспитания именно с дошкольного возраста. Стараться привлекать родителей для совместных мероприятий, в результате чего дети постоянно будут чувствовать от них поддержку. Ведь мы все хотим видеть наших детей счастливыми, добрыми, умными и довольными.
2. Следующее патриотическое направление.
Цель - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны.
Патриотическое воспитание является главной целью в системе российского образования. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно, в процессе накопления детьми знаний и представлений об окружающем мире. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, т. к. дети данного возраста отвечают доверием ко взрослому, они стараются во всем им подражать. Дети очень впечатлительны, искренни и все знания и переживания, полученные в дошкольном возрасте, так или иначе остаются в памяти ребенка на долгие годы. Именно в детском саду важно начать закладывать в память детей первые представления о малой родине, о России ка огромной могучей державе, формировать гордость за нашу страну. Познакомить с ее богатством, природой, многонациональным нарядом, с главными символами РФ, президентом и главным городом нашей страны.
В группе, проводя работу по патриотическому воспитанию, необходимо много беседовать о родном городе, о его достопримечательностях, о природе и животных нашего края. Знакомить постепенно, не наседая, повторяем одну и ту же тему несколько раз. Так же, хочется отметить, что материал по данному направлению очень важно выбирать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы детям было интересно изучать данное направление, использовать разнообразные формы работы, такие как: досуги, викторины, КВН, театрализованные представления.
3. Третье направление социальное воспитание.
Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с окружающими людьми.
Работая с детьми в группе рекомендуется:
• проявлять сочувствие, уважение и любовь к близким,
• проявлять вежливость,
• знать и применять правила поведения в общественных местах и дома,
• использовать различные формы приветствия и прощания,
• выражать благодарность и уметь правильно обращаться с просьбой.
Используем такие формы работы как : с/р игры, д/игры, народные игры и досуги, театрализованные представления, беседы, чтение различных произведений, рассматриваем иллюстрации с изображением заботы между людьми, людьми и животными, людьми и окружающим миром.
4. Четвертое направление воспитания – познавательное.
Цель - формирование ценности познания.
Познавательное воспитание по ФОП ДО предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО, непосредственно связаны с познавательным развитием дошкольников :
- познавательное развитие;
- познавательные интересы;
- познавательная деятельность;
- познавательные действия.
Познавательное и духовно- нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, т. к. знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
Наиболее значимым здесь является воспитание у ребенка стремления к истине, становления целостной картины мира, эмоциональное отношения к людям, природе и деятельности человека.
5. Пятое направление физическое и оздоровительное.
Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия ребенка.
В группе, рекомендуется проводить с детьми следующие мероприятия по их оздоровлению: Закаливание, Гимнастика пробуждения, Утренняя гимнастика, Пальчиковые игры, Дыхательные упражнения, Подвижные игры, Физкультминутки.
Также, Мы, воспитатели с первого дня прихода ребенка в д/с формируем у него культурно – гигиенические навыки, привычку к опрятности, рассказываем о том, что может стать причиной той или иной болезни. К концу дошкольного детства у ребенка уже должны сформироваться такие ценности как жизнь и здоровье.
По ФОП в данное направление добавились туристические прогулки и экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста. В данной отрасли воспитатель формирует представление о туризме.
6. Трудовое направление воспитания
Цель - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Данное направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
7. И последнее, седьмое направление воспитания - Художественно – эстетическое.
Цель - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Художественно - эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, вискусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Художественно - эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка.
Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Обновление процесса воспитательной работы в ДОУ необходимо осуществлять систематически и планомерно. В результате обновления процесса воспитательной работы в ДОУ можно достичь более эффективного и индивидуального развития каждого ребенка, учесть его потребности и особенности, а также придать системе образования актуальность и соответствие современным требованиям и вызовам.