Анастасия Паршикова
Современные подходы к развитию связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи старших дошкольников принимает в современной методике коррекционной логопедической работы все большую актуальность. Это вызвано тем, что что именно развитая связная речь дошкольника предоставляет ему возможность беспрепятственно общаться с окружающими ребенка людьми, тем самым "включая" его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, целесообразно, четко в соответствии с определенной речевой ситуацией дошкольник умеет выражать свои мысли, зависит эффективность и успех процесса обучения.
Публикация «Современные подходы к развитию связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Современная методика обучения старших дошкольников связной речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях каждого типа текста.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, вида рассказывания, этапа обучения, решаемых задач, уровня речевого развития детей. В современной методике развития связной речи, отмечает Л. Шадрина, переосмыслено применение многих традиционных приемов. так, в традиционной методике обучения детей рассказыванию важное место, особенно на начальных этапах обучения, занимает составление детьми рассказов на основе подражания, по образцу. В настоящее время образец рассказа может использоваться для его последующего анализа "Что я говорила вначале? А потом? Чем я закончила рассказ?"
В связи со сложностью освоения детьми связной речи обучение детей рассказыванию и пересказу осуществляется на основе организованной образовательной деятельности, что позволяет поэтапно формировать речевые умения дошкольников, использовать коллективные формы работы (рассказывание по частям, коллективно составление рассказов, пересказ художественных произведений и т. д.). Вместе с тем в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность и достаточную речевую активность детей на занятиях. разрешить данное противоречие позволяет использование дидактических игр, игровых приемов.
Работая с детьми, я поняла, что образовательный процесс должен быть для них интересным, занимательным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать совершенствованию речи, эффективно влиять на процесс ее развития.
Взяв за основу положения отечественных психологов: Л. В. Эльконина об использовании наглядности, Л. С. Выготского о создании плана высказывания; зная, что основные образные средства, которыми овладевает ребенок, - это сенсорные эталоны, различные символы и знаки, я попыталась применить в своей работе приемы и методы мнемотехники и практически сразу убедилась в их эффективности.
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием не только развивает речь, но и память (слуховую, зрительную, двигательную, тактильную, мышление, внимание и воображение.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются при обучении составлению рассказов, пересказа художественных произведений, при проговаривании чистоговорок и скороговорок, отгадывании и загадывании загадок и заучивании стихотворений.
В мнемотаблице можно изобразить практически всё : графическое или частично графическое изображение героев сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. нарисовать то, что педагог считает нужным. Но изобразить необходимо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Как показывает опыт работы, использование приемов мнемотехники дает хорошие результаты коррекционной работы по формированию у дошкольников с ОНР навыка составления связных развернутых высказываний. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей формируются представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Всё это важно на данном этапе обучения, т. к. от человека в современных условиях быстро меняющейся жизни требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Современная методика развития связной речи старших дошкольников основывается на коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию. Важным является формирование у детей осознанного построения связного высказывания, а также использования широкого спектра методов и приемов развития связной речи, систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия с окружающей действительностью ребенок овладевает связной речью, а взрослый создает условия для этого, организует материальную и языковую среду, вовлекает ребенка в совместную деятельность.