Новоженина Марина Николаевна
Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме: «Исследовательская станция»
Виды деятельности детей:
конструктивно-трудовая,
коммуникативно-познавательная,
коммуникативно-игровая.
Образовательные задачи
Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт).
Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру)
Публикация «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства, самостоятельности в ходе совместной деятельности детей.
Задачи, ориентированные на получение результата в форме поведения
1. Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
2. Упражнять в умении представлять свою позицию, высказывать свои предложения, просьбы, советы в тактичной форме.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– аудиозапись «Сигнал SOS»
Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
аудиозапись «Сигнал SOS»
фотоматериал о работе исследовательских станций;
фотографии готовых электростанций из разного конструктора.
- материальные средства для деятельности детей:
материалы для преобразования и трансформации:
-электронный конструктор «Знаток» - 3 набора, схемы к конструктору («Лампа», «Вентилятор», звуковая);
-конструктор Lego.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– ноутбук.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД).
Этап - мотивационно-целевой.
Деятельность педагога
-Заходит с детьми в группу и сообщает, что разрешит поиграть им в интернет-игры по ноутбуку. -Включает ноутбук, но вдруг все слышат звук сигнала «SOS» и просьбу о помощи с исследовательской станции на юге нашей стран (на станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!» Исследователи покинули станцию и вернуться, когда все неполадки будут устранены).
Деятельность детей.
-Слушают сообщение о бедствии на исследовательской станции.
Дети мотивированы на включение в творческую деятельность.
Этап проектировочно-организационный.
Деятельность педагога.
Педагог обеспечивает актуализацию знаний детей по данному вопросу.
Рассказывает о том, кто такие инженеры - конструкторы, где они работают.
-Спрашивает, смогут ли дети попробовать себя в роли инженеров-конструкторов и помочь исследователям.
- Выясняет:
1. как дети планируют помочь исследователям;
2. какой конструктор нужно для этого использовать.
- Предлагает отправиться на станцию на самолёте, который дети должны сконструировать из деталей конструктора LEGO по схеме.
Предлагает на построенном самолёте отправиться на исследовательскую станцию.
Деятельность детей.
- Слушают рассказ воспитателя об инженерах-конструкторах. - Сообщают о своём желании помочь исследователям.
- Сообщают:
- нужно отправиться на станцию и устранить неполадки; - для устранения неполадок на станции необходим электронный конструктор «Знаток».
-Конструируют из деталей конструктора «LEGO» самолёт по предложенной схеме.
- Занимают места на импровизированном самолёте.
Этап содержательно-деятельностный.
Деятельность педагога.
- Предлагает пройти на станцию и напоминает, что на ней вышли из строя освещение, система охлаждения и звуковые сигналы.
-Говорит о том, что в каждом конструкторском бюро есть главный инженер и предлагает детям по желанию разделиться на 3 группы и в каждой группе назначить главного инженера, который будет руководить работой.
-Предлагает 1 группе инженеров заняться восстановлением освещения, 2 группе – системы охлаждения, 3 группе - звуковых сигналов.
- Напоминает о мерах безопасности при работе электронным конструктором:
-при сборке схемы надавливать не в середину пластин, а по краям, в точках крепления; (например, геркон имеет стеклянный корпус и легко может треснуть).
-соблюдать полярность, несоблюдение полярности делает схему нерабочей.
- Предлагает каждой группе выбрать схему, по которой они должны работать, и начать работу.
-Предлагает главным инженерам отчитаться о выполненной работе.
- Предлагает позвонить исследователям и сообщить о том, что на станции всё отремонтировано (звонит по телефону по громкой связи).
-Сообщает, что «инженеры» могут возвращаться домой, предлагает занять места в «самолёте».
-Говорит: «Закройте глаза и представьте, что мы летим в небесном пространстве, под нами города и сёла. А вот и наш город. Выходим из самолёта и идём в детский сад».
Деятельность детей.
-Проходят на исследовательскую станцию.
-Делятся на 3 команды инженеров и назначают главных инженеров. - Выбирают на экране электрическую схему, по которой должны собрать предложенную цепь.
- Собирают предложенные цепи.
-Главные инженеры отчитываются о проделанной работе:
1 гр. : Мы собрали электрическую цепь «Лампа», управляемую магнитом. Соединили лампу с источником питания проводами, а вместо выключателя мы поставили реле. Чтобы лампа горела ярче, мы использовали две батарейки. Освещение мы починили.
2 гр. : Мы собрали электрическую цепь «Вентилятор», мы взяли батарейку (источник питания, мотор, выключатель и соединили все проводами. Система охлаждения исправлена.
3 гр. : Мы собрали электрическую цепь «Звуки звездных войн», мы взяли батарейку, динамик, зеленую микросхему, выключатель обычный и кнопочный и соединили проводами. Звуковые датчики работают.
-Сообщают по телефону исследователям о том, что исправили на их станции все неполадки и, что исследователи могут возвращаться на станцию и продолжать работу.
-Занимают места в самолёте.
-Выходят из самолёта, идут в детский сад.
Этап оценочно-рефлексивный.
Деятельность педагога.
Подводит итоги, подчёркивая позитивные моменты проделанной работы.
Сообщает, что гордится юными инженерами и просит ответить на вопросы анкеты:
1. Довольны ли своей работой? Почему? 2) Была ли для вас новой информация про инженеров-конструкторов? Если нет, то кто вам рассказывал про данную профессию?
3)Какую трудность вы испытывали при сборке цепей? 4)Понравилось ли вам работать с электронным конструктором? Почему?
5) Хотели бы вы научиться читать более сложные схемы и собирать по ним электрические цепи?
Деятельность детей.
Дети каждой профессии конкретизируют полученные результаты. Рассказывают о том, как им работалось в группе.
Осуществляют рефлексию своей деятельности: рассказывают, что делали. Высказывают свое мнение, пожелание
Методы и приемы:
1. Вводная беседа (мотивация деятельности детей).
-Кто такой инженер-конструктор?
-Что они конструируют?
Воспитатель, обобщая полученные ответы, рассказывает детям о том, что конструктором называют специалиста, который занимается проектированием различных видов техники или конструкций зданий и сооружений. Второе ее название – инженер-конструктор. Во время своей деятельности, специалист будет просчитывать все возможные нагрузки, а также варианты развития изменений прочности во время эксплуатации.
Дети слышат звук сигнала «SOS» и просьбу о помощи с исследовательской станции на юге нашей страны (на станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!» Исследователи покинули станцию и вернуться, когда все неполадки будут устранены).
2. Распределение ролей
Воспитатель говорит о том, что в каждом конструкторском бюро есть главный инженер и предлагает детям по желанию разделиться на 3 группы и в каждой группе назначить главного инженера, который будет руководить работой.
Алгоритм действия для главного инженера:
1. изготовление эскизов изделий и разрабатывает алгоритм сборки изделия.
2. подготовка материала для изготовления изделий.
3. презентация изделий.
Алгоритм действия для инженера-конструктора:
1. Знакомится с эскизами изделий
2. Подготавливает материал для изготовления станций.
3. Соединяет между собой детали в соответствии с алгоритмом сборки изделий.
3. Методы контроля и оценки деятельности детей:
Итоговая беседа и презентация готовых изделий с участием главного инженера и инженеров-конструкторов.