Ольга Есюнина
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Есюнина,
МАОУ «СОШ №124г. Челябинска»,
Челябинск, Россия
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОО
Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в разновозрастной группе ДОО.
Ключевые слова: современные технологии, образовательный процесс, разновозрастная группа.
O.V. Yesyunina,
MAOU "SOSH No.124g. Chelyabinsk",
Chelyabinsk, Russia
Публикация «Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОО» размещена в разделах
Modern approaches to the organization of the educational process in a multi-age group of preschool educational institutions
Annotation. The article discusses the use of information and communication technologies in the educational process in a different age group of preschool institutions.
Keywords : modern technologies, educational process, multi-age group.
В современном образовании, как в России, так и за рубежом широко распространена организация педагогического процесса в рамках разновозрастной группы. Весь образовательный процесс в дошкольном образовании ориентирован на развитие у детей определенных качеств, способствующих быстрой социализации и адаптации детей. Отношения строятся по принципу сотрудничества.
Организуя совместную деятельность детей разного возраста, педагог решает множество сопутствующих педагогическому процессу вопросов, выстраивая работу таким образом, чтобы научить старших заботиться о младших, слушать, не перебивая, помогать, если младший ребенок затрудняются с выполнением задания. Однако эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста : младшие дети обучаются быстрее, подражая во всем старшим, а старшие дети становятся добрее и терпимее к малышам[1].
Основная методическая литература по дошкольному образованию рассчитана на работу с одновозрастным составом группы. Решение образовательных задач в разновозрастной группе выходит на новый уровень. Организация педагогического процесса требует от педагога : знание образовательных программ всех возрастных групп; умение применять программные требования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом; обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями [3].
Самая главная особенность организация работы в разновозрастной группе - это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.
А что если в группе более 20 детей? Воспитатель должен постараться организовать такой микроклимат в группе, чтобы все дети были не обделены вниманием; разного вида занятия были эффективными; методы обучения проводились в соответствии усложнения материала. Таким образом мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности[2].
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга[4].
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.
Итак, вот самый простой способ использования интерактивных технологий воспитателем — демонстрация готовых презентаций, что очень помогает при организации образовательного процесса в разновозрастной группе. На что же надо обратить особое внимание воспитателю разновозрастной группы при организации занятий? Разновозрастной состав детей в группе обязывает педагога знать программные требования для всех групп детского сада, подразделять детей для занятия на подгруппы, подбирать для каждой подгруппы содержание обучения, соответствующее уровню развития детей.
В определении программного содержания занятий в смешанной группе надо исходить из реального учета того, что дети каждой возрастной подгруппы на сегодня знают, умеют и, наоборот, чего не знают.
Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы организуется главным образом в форме трё х типов занятий: общее занятие для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные); общее занятие для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные); занятие с одной возрастной подгруппой
Наиболее распространены в практике занятия первого типа - однотемные. Они проводятся по всем разделам программы. Рассмотрим несколько примеров, показывающих пути распределения программного материала для возрастных подгрупп.
Например, рассказывание по картинке с помощью презентации. Младшим — узнать, назвать знакомые предметы, отвечать на вопросы: кто это? что это? ( иногда: какой? что делает). Средним — рассказать о виденном на картине, описать предметы, пересказать по вопросам содержание картины (меняется картинка). Старшим — последовательно рассказать об изображенном на картине без помощи воспитателя (картинка усложняется). На занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, нового для детей младшей подгруппы, дети среднего возраста привлекаются к показу способов изображения, в это же время дети старшего возраста могут выполнять работу по показу в презентации. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи старшие дети проверяют, как их младшие товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах - названиях предметов, закрепить результат можно совместным проговариванием с помощью компьютера. Основным недостатком проведения таких занятий является неумение многих воспитателей обеспечить одновременную активность всех занимающихся детей. Необходимо умело руководить детьми на занятии, обеспечивать активность каждого ребенка. Свои указания, вопросы нужно обращать ко всем детям, требовать внимания всех детей, привлекать старших к помощи и уточнению ответов младших. На протяжении занятия воспитатель должен вызывать и младших и старших детей, но задавать им вопросы различной сложности в соответствии с программными требованиями для детей соответствующего возраста. Еще один пример умения задавать вопросы разной степени трудности об одном объекте. Дети рассматривают фрукты, овощи на слайдах презентации. Педагог на вопрос «Что это?», обращенный ко всей группе, просит ответить 3-летнего ребенка. (Помидор.) О форме и цвете помидора отвечают 4— 5-летние дети на вопросы: «Всегда ли помидор бывает красным? Какой помидор бывает красным?» (Спелый.) Действуя таким образом, педагог поддерживает активность всех детей, дифференцирует степень умственной нагрузки в соответствии с их возрастом.
Обобщая весь материал можно сделать следующие выводы:
1. Использование интерактивных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
2. Компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
3. Рекомендуется применять интерактивные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
4. Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амонашвили, 2003. - 469 с.
2. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
4. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)