ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».
Душа каждого человека — зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Методы духовно-нравственного воспитания — педагогическое воздействие, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания. К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся : — метод убеждения, — положительный пример, поощрение и наказание, привычка, упражнения, представление и воспроизведение учебных ситуаций,внушение, этический разговор.
Участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок:
— организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в библиотеку, организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание (экскурсии в библиотеку (выставки книг, посещение приюта для животных совместно с родителями, рисунки для бойцов, сбор посылки с медикаментами на передовую, возложение цветов к памятнику павших героев совместно с семьей, встречи с ветеранами военно- боевых действий);
— организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе (посадка деревьев выпускниками сада, образовательные прогулки, квесты на экологической тропе, организация огородных грядок, создание видовой точки Экологической тропы «Птичий городок», проект «От жёлудя до дуба» и др.).
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.
В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников :
игры-путешествия; виртуальные экскурсии по достопримечательным местам; театральная деятельность; праздничные развлечения; познавательные викторины; сюжетно-ролевые игры; разыгрывания нравственно — этических ситуаций; тематические и ситуативные беседы — рассуждения; просмотр социальных видеороликов; художественно-продуктивная деятельность и др.
Так же важная часть работы это: Изучение художественных произведений (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках,встреч в саду со свещенником как с детьми так и с родителями.
Великий российский учё ный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал:
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы». Фундамент исторических знаний о достоверной истории своей страны мы закладываем уже сегодня в нашем саду, что значительно облегчит изучение истории в школе.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.
Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы, открытые показы воспитательно-образовательного процесса, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литература.
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается — так же в дошкольном возрасте — с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.