Надежда Андреевна Осипова
Современные педагогические технологий в профессиональной деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97»
Современные педагогические технологий в профессиональной деятельности педагога
Воспитатель:
Осипова Надежда Андреевна
Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.
Публикация «Современные педагогические технологий в профессиональной деятельности педагога» размещена в разделах
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков, а на развитие и воспитание детей. Следовательно, применительно к дошкольному образованию целесообразно вести разговор о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).
В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия с взрослым, жизненно важную роль, которого в данный период подчеркивали известные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование современных педагогических технологий.
В настоящее время я интенсивно внедряю в работу современные технологии. Поэтому основная моя задача, как педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, современные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Поэтому среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, технологию исследовательской деятельности, технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога», информационно-коммуникативные технологии, ТРИЗ-технологии, цифровые технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды,
направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. В своей профессиональной деятельности, использую следующую классификацию здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды, контроль над питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии, направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др. Учу детей самостоятельно и успешно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
3. Психолого-педагогического сопровождения - воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения, обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Формирую культуру здоровья, в том числе культуру профессионального здоровья. Приобщаемся к здоровому образу жизни, сохраняем собственное здоровье, ведь воспитатель – пример для дошкольников. Повышаем валеологическую образованность родителей. Знакомлю родителей с результатами проверки здоровья их детей, рассказываю про общегигиенические требования, правила рационального режима и полноценного питания, закаливания и т. д.
Знакомлю родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, которая направлена на всестороннее развитие дошкольников:
1. Утренняя гимнастика (привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения).
2. Бодрящая гимнастика после сна проводится систематически, это один из методов сохранения здоровья дошкольника.
3. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
4. Подвижные игры - средство не только физического, но и нравственного воспитания. Во время игры создается у детей эмоциональный настрой, на основе которого происходит нравственное развитие личности.
5. Динамические паузы (дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма.) Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными занятиями.
6. Здоровьесберегающие беседы (Способствуют у детей становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни).
7. Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с использованием наглядного материала, показ педагога.
8. Дыхательная гимнастика (благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма, и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом).
9. Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе).
10. Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Дети учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём, осваивают способы снятия мышечного напряжения.
Так же проводится работа с родителями. Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи, поэтому в работе с семьей мною используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: изготовление нестандартного физкультурного оборудования, зимних построек на участке детского сада; выпуски: буклетов «Мы за здоровый образ жизни»; брошюр «Организация оздоровительных мероприятий в домашних условиях».
Изучив методическую литературу о современных технологиях, я сделала вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо. Музыкотерапия это одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса. В нашем детском саду мы слушаем музыку в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон - спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.
И так, цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знания о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре».
В жизни детского сада игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Через игру дети учатся изображать взрослых и отношения между ними. И еще игра помогает дошкольникам изучать окружающую действительность во всех ее проявлениях. Забочусь о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбираю игрушки, создаю такую обстановку, при которой ребёнок мог бы поиграть с товарищами и один. Обогащаю содержание детских игр, стремлюсь к тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт личности будущего гражданина общества. Детские игры можно классифицировать по разному: игры с правилами и игры без правил.
Игры с правилами.
1. Подвижные игры, игры с передвижением.
2. Дидактические, обучающие игры.
3. Музыкально-ритмические.
4. Настольно-печатные.
Игры без правил.
1. Сюжетно-ролевые.
2. Режиссерские игры.
3. Игры-фантазирования.
Игровое пространство в группе для дошкольников эстетически привлекательное,
подходит по размеру, безопасно и удобно для детей, не имеет отвлекающих факторов. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Через игру мотивирую, стимулирую и активизирую познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение.
Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность, происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе, игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик детей на этапе завершения дошкольного образования. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче усвоить материал любой сложности. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
Также использую в своей работе Технологию - «Портфолио дошкольника». Индивидуальные образовательные достижения ребенка — это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании личных достижений ребенка.
Важная цель портфолио — увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Основной смысл портфолио — показать все, на что способен ребенок.
Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, и стала использовать следующие разделы:
1. «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, книги-самоделки).
2.«Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы ( от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
В заключении хотелось еще раз сказать, портфолио – это своеобразная копилка достижений, у детей накапливается достаточный материал, отражающий их жизнь в детском саду. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.
Также использую в своей работе Технологию - «Портфолио педагога»,
в нем отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Для создания комплексного портфолио использую следующие разделы:
1. «Общие сведения о педагоге».
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения).
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении.
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц).
Дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению педагога.
2. «Результаты педагогической деятельности».
Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел включены: материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы; материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах.
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещены материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе, материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в проведении семинаров, мастер-классов, методические разработки, творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.
Также в работе с детьми применяю Технологию исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующее: деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.
В заключении хочу сказать, что анализ сущности современных педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:
Современные педагогические технологии ориентированы на детей.
Нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности.
Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка.
Свою основную цель я вижу в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный и воспитательный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у детей.