Наталья Герасимова
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса
Лихачев Борис Тимофеевич (известный русский педагог и педагогический психолог, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор)
Публикация «Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
В данной работе мы с вами рассмотрим, как сделать так, чтобы каждому воспитаннику на занятии или на любом другом мероприятии было интересно, комфортно, и самое главное понятно. Давайте попытаемся вспомнить наши с вами детские годы. Нам нравилось играть с друзьями в школе на переменах, во дворе, а необходимость читать учебники и запоминать длинные заумные фразы нас огорчала. Это было скучно! А что же сейчас? Практически ничего не изменилось. Дети так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Им не нравится неподвижно и молча сидеть и запоминать массу информации, а затем, непонятно для чего ее пересказывать. Так почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали у нас скуку и раздражение, почему так мало делаем для изменения этой ситуации? Желанной, привычной формой деятельности для детей является игра, значит и надо использовать эту форму организации деятельности для обучения. Надо объединить учебно-воспитательный процесс с игровой деятельностью для достижения образовательных целей.
Многие из Вас в своей работе уже используют разнообразные современные образовательные технологии, хотя тоже, наверняка, были сомнения, а надо ли?
Сегодня, я попытаюсь убедить Вас, попробовать применить на практике еще одну технологию. Некоторые методы и приемы этой технологии вы уже используете, а вот как подобрать игровые моменты и вставить их в занятия, чтобы добиться максимального результата дает ответы "Технология АМО" (активные методы обучения). АМО - это система методов, приемов и средств, обеспечивающих активность в разных видах деятельности, позволяющие осваивать учебный материал.
«Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвуетреальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к этим данные были получены американскими и российскими исследователями»
Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
«Активные методы обучения» – методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Методы могут применяться, как на отдельных этапах занятия, что мы с вами уже пытаемся делать, так и на всех этапах.
Входящие в технологию методы по содержанию, представляют упорядоченную систему АМО, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей на протяжении образовательного мероприятия.
По структуре всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы.
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного занятия или мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Фазы и этапы занятия, логически связанные и взаимодополняющие друг друга, обеспечивают целостность и системность образовательного процесса. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности воспитанника.
С помощью активных методов создается свободная творческая обстановка. Действия воспитанников наполнены смыслом, пониманием, мотивацией вовлечения в общую работу всех участников образовательного процесса. Детям предоставляется самостоятельность в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы.
Суть, данной технологии состоит в том, что снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
К активным методам обучения можно отнести:
- использование поисковых вопросов;
- использование приемов сравнения;
- отгадывание загадок;
- «оживление картин»;
- проблемные ситуации;
- познавательно-исследовательскую деятельность;
- использование различных схем и моделей, действия с предметами - заместителями;
- наводящие вопросы, способствующие развитию находчивости, активности;
- наблюдения;
- «мозговой штурм»– организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем, ТРИЗ;
- релаксацию.
Можно сделать вывод, что при системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится наставником, консультантом, превращается в товарища с большим опытом, играющего в одной команде с воспитанником. Растет его авторитет, доверие к нему и уважение. Конечно, применение АМО требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей дошкольников. Но все эти сложности окупаются эффектами от внедрения АМО.
Список источников:
1. Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» https://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
2.«Копилочка активных методов обучения», https://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
3. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч. -метод. пособие. - М. : Высш. шк., 1991.-176 с.