Татьяна Головань
Современные педагогические технологии, реализуемые в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение Ввиду существенных изменений в современном обществе, предъявляющих высокие требования к личности человека, возникла необходимость в развитии творческих способностей и креативного мышления. Особенно актуальным это становится в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, ответственных за формирование гармонично развитой личности ребенка. Методические рекомендации для проведения мастер-классов Мастер-класс как форма методического сопровождения педагогов представляет собой эффективную модель повышения их практической квалификации, позволяющую освоить передовые методологии и технологии в доступной и наглядной форме. Особое значение приобретает использование мастер-классов при совершенствовании навыков работы над образом в театрализованной деятельности. Помимо театрализации, методы и приемы, рассматриваемые на мастер-классе, широко применимы и в других видах детской деятельности : * музыкальной; * изобразительной; * физкультурно-оздоровительной; * развитии речи. Таким образом, представленные материалы могут быть полезны педагогам, работающим в различных образовательных областях. Цели и задачи мастер-класса Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников. Задачи: 1. Формирование интереса педагогов к театральному искусству и ознакомление с основами сценической деятельности. 2. Создание мотивации для поиска выразительных средств при создании образа посредством движения, мимики, жестов и интонационной выразительности. 3. Развитие умений определять эмоциональное состояние персонажей и выражать собственные эмоции с использованием средств образной выразительности. Участники мастер-класса Педагоги дошкольных образовательных учреждений. Оборудование и материалы * Аудиозаписи; * Костюмы или элементы театральных образов (по возможности); * Материалы для импровизации и создания образов (реквизит, аксессуары); * Музыкальный центр или портативная акустическая система. Ход мастер-класса 1. Вводная часть (15 минут) * Приветствие участников, представление темы и цели мастер-класса. * Знакомство с методологией и технологией проведения мастер-класса. * Распределение участников по группам (при необходимости). 2. Теоретическая часть (30 минут) * Обоснование актуальности развития творческих способностей у дошкольников средствами театрализации. * Виды театрализованной деятельности в дошкольном образовании. * Особенности работы над образом в театрализованной деятельности. * Выразительные средства в создании образа: движение, мимика, жест, интонация. 3. Практическая часть (90 минут) * Упражнения по развитию выразительных средств (по группам) : * Упражнения на развитие пантомимической выразительности. * Упражнения на развитие мимической выразительности. * Упражнения на развитие жестикуляции. * Упражнения на развитие интонационной выразительности. * Импровизационные упражнения на создание образа по заданной теме или сюжету. * Презентация созданных образов группами. 4. Рефлексивный этап (15 минут) * Подведение итогов мастер-класса, обсуждение его эффективности. * Рефлексия участников: что нового они узнали, чему научились, какие затруднения возникли. * Обмен мнениями и перспективами использования полученных знаний в практической педагогической деятельности. 5. Домашнее задание (по желанию) * Подготовить творческое задание по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности. * Провести фрагмент организованной образовательной деятельности или режимного момента с использованием методов и приемов, изученных на мастер-классе. Дополнительная информация по теме Помимо указанных методов работы над образом в театрализованной деятельности существуют и другие эффективные методики, позволяющие развивать творческие способности дошкольников: * Метод "вживания в образ". Суть метода заключается в том, что ребенок вживается в образ персонажа, чувствует его эмоции и переживания, стремится понять и воспроизвести его характерные особенности. * Метод "проблемно-творческих ситуаций". В процессе реализации данного метода ребенку предлагается решить творческую задачу, в которой ему необходимо найти нестандартное решение для создания образа. * Метод "сказкотерапии". Использование сказок и сказочных образов позволяет детям развивать воображение, образное мышление и творческое самовыражение. Для повышения эффективности использования данных методов в педагогической практике рекомендуется соблюдать ряд принципов: * Принцип доступности и постепенности: методы и приемы должны соответствовать возрасту и возможностям детей. * Принцип системности: необходимо проводить планомерную и последовательную работу по развитию творческих способностей дошкольников. * Принцип индивидуализации: учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка. * Принцип интегративности: интегрировать методы и приемы развития творческих способностей во все виды детской деятельности. В заключение отметим, что использование мастер-классов и эффективных методик позволяет существенно повысить уровень практической подготовки педагогов и создать условия для творческого самовыражения детей, что является основой для их гармоничного развития и успешной адаптации к жизни в современном обществе.