Татьяна Липина
Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест — игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии
«Клубный час» и «Квест-игра».
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №22»
Липина Т. П.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.
Публикация «Современные педагогические технологии „Клубный час“ и „Квест — игра“» размещена в разделах
Однако, в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях развития личности ребёнка. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции поведения.
Несмотря на то, что такие сложные системные образования, как рефлексия, произвольность проходят в это время только начальный этап формирования, их развитие важно именно в этот возрастной период, как ни в какой другой.
Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых самостоятельность и самоопределение развивались более успешно, в максимально адекватных для этого возраста условиях.
Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по ДОУ, «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в любые группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы.
Цели данной педагогической технологии указаны на слайде.
Основные из них:
• Способствовать развитию у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки.
• Обеспечить развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
• Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».
«Свободный» К. Ч., это когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
«Тематические» К. Ч., включены в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавты».
«Деятельностный» К. Ч., когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, например, в музыкальном зале играют на музыкальных инструментах, в физкультурном в это же время идет физкультурный досуг, а в группах детям предлагают: шашки; нетрадиционные техники рисования; пластилинографию; тестопластику; аппликацию из природного, бросового материала; оригами; экспериментальную деятельность.
Как правило «клубный час» проходить 1 раз в неделю. Одним из главных условий проведения «Клубного часа» является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
Конечно перед началом «Клубного часа» нужно определить правила поведения для детей.
Их вы видите на экране.
На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в детский сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. Все педагоги, воспитатели заранее готовят различные виды деятельности для приходящих детей. Общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им.
Заканчивается «Клубный час» рефлексией, на которой дети рассказывают, где были, что им запомнилось, хотят или планируют пойти туда снова.
На педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, определяют задачи необходимые решить на предстоящем К. Ч.
Следующая образовательная технология «Квест – игра»
Квест - это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.
Интерес к этой образовательной технологии связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.
Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Немного о технологии проведения ИГРЫ. «Квест – игра» начинается в группе, где перед детьми ставится цель - найти клад для Незнайки или получить сокровища форта Баярд. Первые задания всегда интеллектуального направления кроссворды, головоломки, складывание пазлов, шифровки, ребусы.
При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно выполнив задание, получают подсказку и видят, куда направится их команда.
Одним из направлений всегда является спортивная площадка или спортивный зал, где дети выполняют задания в виде спортивных эстафет, с игровым содержанием: доплыть до подсказки по «Океану», забраться на «Мачту корабля», отгадать загадки и сделать правильный выбор.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс игровой квест – технологии развивает у детей ловкость, быстроту реакции, выносливость, легкое преодоление физических нагрузок наряду с развитием воображения и пространственного мышления, а также формирует основные качества для последующего обучения в школе — это самоанализ и самооценка. После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде; планирует и прогнозирует результат дальнейших игр. Ребёнок учится проводить самоанализ своих физических возможностей качеств, умений и навыков.
Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, а это создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
Квест-игра дает возможность в качестве загадок включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
В такой игре, действуя в условной ситуации, ребенок чувствует себя свободным, самостоятельным, умным и умелым, что расширяет круг его представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.
Т. е. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.