Папки-передвижки

Сюжетные игры по экологическому воспитанию дошкольников

Светлана Барышева
Сюжетные игры по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ

Сравнение внешнего облика (для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыб на примере живой и игрушечной рыбок.

Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме. Воспи татель задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где голова, хвост? Какие они? Где у рыбок спина, брюшко?» Раздает детям игрушечных рыбок, предлагает рассмотреть их, обвести паль цем по контуру, затем уточняет: «Голова у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Спра шивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариу ме?» Предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечны ми рыбками.

Публикация «Сюжетные игры по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

КОЛОБОК ЗНАКОМИТСЯ С ЖИЗНЬЮ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление об особен ностях жизни зайцев и волков в лесу.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости к детям при-1ел из сказки румяный Колобок. Гость здоровается и спрашивает ребят, помнят ли они о том, как он много путешество вал и кто на его пути встречался, как разные животные хотели его съесть (дети отвечают, рассказывают фрагменты сказки). Колобок напоминает, как хитрая Лиса его обманывала, но он теперь знает, чтобы избежать опасности, песенку надо допеть до конца и ни в коем случае не садиться лисе на нос. Предлага ет ребятам спеть песенку:

Я Колобок, Колобок,

По амбару метен, по сусекам скребен.

Я от бабушки ушел и от дедушки ушел,

От Медведя ушел и от Волка ушел, и

От Зайца ушел,

И от тебя, Лиса, уйду!

Колобок говорит: «Я покатился-покатился, Лиса меня только и видела! Стал я задумываться: как в лесу разные звери живут? Я ведь ничего о них не знаю. Вот и решил прийти к ребятам. Может, вы мне что-нибудь интересное расскажете?» Воспитатель предлагает детям показать Колобку картину, на которой изображен заяц, и рассказать, как он живет в лесу, что ест, что делает зимой и летом. Дети, рассматривая картину, дают короткие ответы, воспитатель дополняет их обращаясь, главным образом, к Колобку. Так же проходит беседа о волке.

КОЛОБОК УЗНАЕТ О ЖИЗНИ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать представление об особенностях жизни медведя и лисы.

Примечание. Игровая ситуация такая же, как и в предыдущем слу чае.

ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

(для младшего дошкольного возраста)

Программное содержание. Учить детей узнавать миш ку в разных видах игрушечного изображения, определять его окраску, размер (большой» маленький, толстый, находить и показывать все части тела. Дать детям первоначальные реали стические представления: познакомить с обликом бурого мед ведя и его местом обитания - лесом. Сообщить о том, что живой бурый медведь - это огромный зверь (выше человека, живет в лесу, мама называется медведицей, ее детеныши - медвежатами, медве ди ходят по лесу в поисках пищи - ягод, муравьев, меда. Разви вать речевые и игровые умения детей.

Материал к занятию: игрушки-мишки по числу детей (разные по форме, размерам, цвету и материалу, картина с изображением медведицы с медвежатами в лесу, игрушечные ягоды, сделанные из любого подсобного материала, игрушеч ный бочонок с медом.

Примерный ход занятия

Дети сидят полукругом, воспитатель сообщает, что пришел гость - демонстрирует мишку-игрушку и читает стишок А. Барто «Оторвали мишке лапу.». Затем говорит, что с этим мишкой можно интересно играть. Сажает игрушку рядом с собой, просит его послушать вместе с детьми рассказ о настоящих бурых медведях.

Воспитатель вносит картину, предлагает рассмотреть ее, спрашивает ребят, кто на ней изображен. Утверждает: на ней нарисованы большой медведь и маленькие медведи. Рассказы вает: «На картине художник нарисовал настоящих бурых мед ведей, которые живут в лесу. Лес - это место, где много-много деревьев (показывает на картине). Бурый медведь - это очень сильный, опасный и огромный зверь (воспитатель, стоя, под нимает руки вверх и показывает ребятам высоту медведя, про сит их встать, вытянуть вверх руки). Это - очень сильный и опасный зверь. Маму называют медведицей (показывает на картине, просит повторить хором название, а ее детенышей - медвежатами (дети находят их на картине, считают, повторя ют название). Медведица большая, а медвежата. (маленькие). Все медведи коричневые, бурые. Они живут в лесу, среди де ревьев, ходят на четырех лапах, могут подниматься на задние лапы. Все вместе ищут себе еду - лесные ягоды, муравьев, слад кий пчелиный мед. Настоящие (живые) бурые медведи - опас ные звери, и поэтому детям в лес одним ходить нельзя. А вот с игрушечными мишками можно весело играть».

Воспитатель предлагает детям под фонограмму (или без нее) изобразить медведей, их ходьбу по лесу: сам изображает медведицу, а дети - медвежат. Затем раздает ребятам игруш ки, которые они рассматривают. Дети по указанию воспитате ля показывают разные части тела, называют окраску своего медведя. Педагог предлагает поиграть с ними - всех покормить лесными ягодами, угостить медом, погулять по лесу, уложить спать.

Воспитатель оставляет картину и игрушки в группе на 1-2 дня. В свободное время он рассматривает с детьми иллюстра ции в книгах, разучивает короткие стихи про медведей. При этом различает сам и детям показывает, где изображен игру шечный мишка (мультипликационная форма) и настоящий бурый медведь (фотографии или реалистическое изображение).

Большое значение имеют сказки с участием медведя («Ко лобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др., воспитатель рас сказывает или читает их детям в течение года. Рассматривая с ними иллюстрации, обращает внимание на то, что медведь ог ромный, сильный зверь - намного крупнее зайца, лисы, Маши и др. Но каждый раз говорит детям: «Это сказочный медведь - настоящий бурый медведь говорить, как люди, не умеет, он только рычит грубым голосом (дети изображают рычание)».

УЗНАЙ НА ВКУС

Дидактическая задача. Упражнять детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький); активи зировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ, определять его вкус, правильно называть вкус словом, терпеливо ждать, когда будет дан овощ для пробы.

Игровые действия. Закрыть глаза, не подглядывать, не торо питься с ответом, пока не разжуешь. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать на вкус другой овощ. Найти целый овощ на столе воспитателя.

Ход игры. На столе у воспитателя на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки из расчета на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подой дет, тому предлагает закрыть глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка взять этот кусочек в рот. Тот, не открывая глаз, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так вос питатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требова ниях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдель ный поднос. В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

ТАКОЙ ЛИСТОК — ЛЕТИ КО МНЕ!

Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, дуб, рябина, береза, воспитывать слуховое внимание.

Игровые правила. Бежать можно только после того, как правильно назовешь дерево, от которого лист, после слов воспита теля: «Такой листок — лети ко мне».

Игровые действия. Сравнение листьев, нахождение одинако вых листьев и деревьев, бег по сигналу воспитателя, определение победителей (кто ни разу не ошибся).

Ход игры. Воспитатель на прогулке вместе с детьми собирает листья (по количеству детей) деревьев, растущих на участке. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Дети стоят полукругом возле воспитателя. Обращаясь к ним, педагог говорит:

- Дети, вы знаете, какие деревья растут на нашем участке?

Давайте назовем их и подойдем к ним (называет, дети рассмат ривают дерево, листья.) Посмотрите, какие листья у клена.

Большие, с зубцами, а вот лист рябины. У листа есть небольшие листики. Сам лист похож на перышко. Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья.

— А сейчас мы поиграем. У меня в руках листья от разных деревьев. (Показывает.) Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я пока жу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы по бежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

Отойдя в сторону, дает сигнал: «У кого такой же лист, лети ко мне!»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети бежали только после сигнала. Хвалит тех, кто этого правила не нарушает. Эта игра может быть усложнена другим заданием: по сигна лу воспитателя подбежать с листиком к соответствующему дереву. Дети разбегаются к разным деревьям, сравнивают свой листик с листьями дерева. Для закрепления знаний можно поменяться листьями и возобновить игру.

ЛОТО

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинка ми, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи -на карте, где нарисован огород, фрукты — где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе.

Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображе нием овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на боль шой карте. Соревнование — кто первый закроет все клеточки.

Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие кар точки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматри вают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

- А где растет вишня? — спрашивает воспитатель ребенка,

который держит в руках картинку с вишней.

— На дереве.

А дерево вишня где растет?

В саду,— отвечают ребята.

А огурец где растет?

На грядке, на огороде,— отвечают дети.

Где растут цветы?

В лесу, на лугу, на клумбе.

Вот посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

Огород.

А на этой картинке?

Клумбу.

Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. (Показывает клеточки на карте.) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает.

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

ЧЬИ ДЕТКИ?

Дидактическая задача.

Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Игровые правила. Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия.

Звукоподражание. Найти детеныша на кар тинке, поставить на фланелеграф рядом с взрослым животным.

Ход игры.

Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей (см. цв. вклейку). Дети упражняются в звукоподражании.

- Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает коте нок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужай ка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные, и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла.. . (Пауза.)

Дети называют:

- Корова.

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.

Как она зовет своего сынка?

Му-му-му!— хором произносят дети, рассматривая свои картинки.

У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом.

Кто прибежал к своей маме, Вова?

Теленок.

Правильно, дети?

Да,— подтверждают они.

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

- Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму.

Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки:

бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повто рением слов хором и по одному.

- Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком,— заканчивает игру воспи татель, при этом обращает внимание на правильное произноше ние конца слов: щенком, поросенком, котенком.

Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой - детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие зву ки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого живот ного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны по парно, игру можно закончить.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, вни мание, находчивость, выдержку.

Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отга дывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каж дого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изобра жен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: рас чищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отга дывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассмат ривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

- А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вы званного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наобо рот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрыв ков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

ХОХЛАТКА

Дидактическая задача. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Игровое правило. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убе гать!»

Игровые действия. Имитация гуляющих цыплят; звукоподра жание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой куроч ке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику мохнатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме.

Игру можно повторить 3 – 4 раза.

СОВА

Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Игровое правило. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».

Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.

Слова воспитателя и детей

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

УТОЧКА

Дидактическая задача. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения; углублять их знания об уточке.

Игровые правила. Громко задают вопросы уточке все дети; отвечает только одна уточка. Все дети выполняют те движения, которые делает уточка.

Игровые действия. Диалог утят с уточкой, имитация движений, подражание уточке; действия по словесному сигналу.

Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

- Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

- Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

- Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше, а мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Лена (вместе с воспитателем):

- Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.

Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Публикации по теме:

Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П. Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский.

Эко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольниковЭко-квест как современная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников Современная организация образовательно-воспитательного процесса по экологии в ДОУ нуждается в развитии и уточнении. К сожалению, специализированные.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми младшего и среднего возраста 1 – 2 младшая группа «Что изменилось?».

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми старшего возраста Старшая группа «Не ошибись» Цель: упражнять.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы Содержание Пояснительная записка 1. Дидактические игры о животных…. 4 2. Дидактические игры о не живой природе….10 3. Дидактические игры.

Игровые технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников Ход мастер-класса Вступление Кромсая лед, меняя рек течение, Твердите вы, что дел невпроворот, Но вы еще попросите прощение.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической.

Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется поэтапно. Этапы работы: 1 этап - подготовительный (методическое.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников Одним из направлений своей воспитательной деятельности наш детский сад избрал формирование экологической культуры. Причем воспитание бережного.

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников. Башарова Расима Гайнулловна- воспитатель высшей категории. Детский сад №3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетные игры по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 13:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетные игры по экологическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Барышева (УИ 859782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД