Татьяна Кизилова
Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема: «Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)»
Пояснительная записка
Актуальность
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с детского сада, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
Публикация «Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2024
Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с детского сада, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. Большое внимание обращается на технологии коррекционно-развивающего обучения с учетом ФАОП, которые направлены на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ являются основой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особенно существенно такой подход по отношению к детям с ОВЗ.
Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Цель:
Создание для дошкольников с ОВЗ специальных условий для проведения коррекции нарушений развития, социальной адаптации развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности,
Задачи:
1. Обеспечивать качество образования для дошкольников с ОВЗ.
2. Учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков воспитанниками с ОВЗ.
3. Способствовать раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ.
4. Поддерживать интерес к обучению и воспитанию дошкольников имеющими ОВЗ.
Принципы работы с дошкольниками ОВЗ
1. Принцип доступности заданий. (Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников).
2. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.
3. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.
4. Принцип интеграции.
Планируемые результаты
Освоение педагогами и использование в работе с детьми ОВЗ современных образовательных технологий, представленных на мастер – классе.
Содержание мастер – класса:
План
I. Презентация: «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ»
II. Видеоролики:
1. «Гарденотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ
2. «Прищепкотераия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ», воспитатель
3. «Куклотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ
(видеоролик).
4. «Мнемотехника как технология для развития связной речи дошкольников с ОВЗ»
5 «Нетрадиционная здоровьесберегающая технология Су - Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки»
II. Практическая часть
III. Заключение
1. Выводы.
2. Подведение итога мастер – класса.
Ход мастер - класса
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, имеющими ОВЗ, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников, имеющих ОВЗ. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие технологии для работы с детьми с ОВЗ (таблица) :
СКАЗКОТЕРАПИЯ,ИЗОТЕРАПИЯ,ЦВЕТОТЕРАПИЯ,КУКЛОТЕРАПИЯ,ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ,СУ – ДЖОК ЕРАПИЯ, КВЕСТТЕХНОЛОГИЯ, МНЕМОТЕХНИКА, ГАРДЕНОТЕРАПИЯ,ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ,МНЕМОТЕХНИКА
Мы рассмотрим 5 технологий :
Мнемотехника, гарденотерапия, Су-Джок терапия, прищепкотерапия, куклотерапия.
Итак, рассмотрим первую технологию :
I. Гарденотерапия
Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.
Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии (сочувствию сопереживанию проблемам другого человека).
Цель: Социальная адаптация и реабилитация детей
с ограниченными возможностями посредством
использования элементов гарденотерапии.
Задачи:
1. Формировать знания о комнатных растениях.
растениях сада, огорода, умения в их уходе и содержании.
2. Развивать познавательную активность,
коммуникативные, творческие способности воображение.
4. Развивать интерес к окружающему миру, живой природе.
5. Воспитывать бережное отношение к природе
Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик
«Гарденотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ»
II.ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ
Цель:
1. Развитие мелкой моторики рук, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений).
2. Развитие чувства ритма.
3. Развитие конструктивного мышления.
4. Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.
Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик
«Прищепкотераия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ»
III. Куклотерапия
Цель
1. Развитие речи детей, мелкой моторики рук,
повышение качества коммуникации, развитие пространственной ориентации, координации движений
2. Формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.
В куклотерапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья используются куклы, которые соответствуют возможностям самого ребёнка и помогут развивают его. В моей работе активно используются такие виды кукол как:
1. Петрушечные куклы – они одеваются на руку.
2. Пальчиковые куклы – маленькие куклы, связанные из плотной нитки, одевающиеся на пальцы.
3. Куклы, которые изображают разных животных.
4. Куклы-рукавички - на спине куклы пришита рукавичка, она играет роль держателя, чтобы ребёнок, который не имеет возможности фиксировать свою кисть руки, мог с легкостью держать эту куклу.
5. Комбинированная кукла - состоит из нескольких частей: стакан -служит как подставка или держатель, которая имеет прорезь для палки, на которую крепится голова куклы и одежда. Такой куклой ребёнок сможет показывать кукольный театр, а взамен сцены он может использовать стол или ширму.
6. Большая кукла (ростом в самого ребенка) – используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребенок не хочет играть с детьми, или рассказать о своих переживаниях, страхах.
Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик
«Куклотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ воспитатель Сорокина О. Е.
IV. МНЕМОТЕХНИКА (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы)
По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Изображения располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках, которые воспитатели или родители могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.
Цель:
1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
2. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
3. Работать по образцу, по правилам, по инструкции. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, V. СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ
Цель:
Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе, Задачи
1. Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.
2. Развивать координацию движений у ребенка.
3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую
моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.
4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье.
Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение.
Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик
«Нетрадиционная здоровьесберегающая технология : Су- Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки»
II. Практическая часть для воспитателей:
1. Задание:
Подумайте и напишите проблемы детей, имеющих ОВЗ
Первая группа – дети с нарушенным слухом
Вторая группа – дети с церебральным параличом
Третья группа – дети с нарушением зрения
Четвертая группа – дети с интеллектуальными нарушениями
Обобщение ответов педагогов:
Можно выделить четыре группы детей, которые нуждаются в специальном подходе и требуют особого внимания:
2. Напишите, какие проблемы существуют у педагогов при общении с детьми, имеющими ОВЗ?
- Неудобно смотреть
- Непонимание речи
- Страх заболеть самому
- Неумение помочь
- Сильная жалость
Вывод:
В работе с такими детьми необходимы особые методы и формы работы.
III. Заключение
1. Выводы:
Использование современных технологий работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отвечает современным требованиям, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям воспитанники овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения.
2. Подведение итогов Мастер - класса
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.