МААМ-картинки

Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ

Татьяна Кизилова
Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

Тема: «Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)»

Пояснительная записка

Актуальность

Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с детского сада, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

Публикация «Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ» размещена в разделах

Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная с детского сада, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.  Большое внимание обращается на технологии коррекционно-развивающего обучения с учетом ФАОП, которые направлены на физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей. Технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ являются основой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность детей. Актуальность такого подхода заключается в том, что он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности, формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков. Особенно существенно такой подход по отношению к детям с ОВЗ.

Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Цель:

Создание для дошкольников с ОВЗ специальных условий для проведения коррекции нарушений развития, социальной адаптации развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности,

Задачи:

1. Обеспечивать качество образования для дошкольников с ОВЗ.

2. Учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков воспитанниками с ОВЗ.

3. Способствовать раскрытию индивидуальных способностей детей с ОВЗ.

4. Поддерживать интерес к обучению  и воспитанию дошкольников имеющими ОВЗ.

Принципы работы с дошкольниками ОВЗ

1. Принцип доступности заданий. (Задания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольников).

2. Принцип системности. Задания логически связаны друг с другом.

3. Принцип эмоциональной окрашенности заданий. Методические и образовательные задачи спрятаны за игровыми приёмами.

4. Принцип интеграции.

Планируемые результаты

Освоение педагогами и использование в работе с детьми ОВЗ современных образовательных технологий, представленных на мастер – классе.

Содержание мастер – класса:

План

I. Презентация: «Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ»

II. Видеоролики:

1. «Гарденотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ

2. «Прищепкотераия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ», воспитатель

3. «Куклотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ

(видеоролик).

4. «Мнемотехника как технология для развития связной речи дошкольников с ОВЗ»

5 «Нетрадиционная здоровьесберегающая технология Су - Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки»

II. Практическая часть

III. Заключение

1. Выводы.

2. Подведение итога мастер – класса.

Ход мастер - класса

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, имеющими ОВЗ, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития дошкольников, имеющих ОВЗ. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются следующие технологии для работы с детьми с ОВЗ (таблица) :

СКАЗКОТЕРАПИЯ,ИЗОТЕРАПИЯ,ЦВЕТОТЕРАПИЯ,КУКЛОТЕРАПИЯ,ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ,СУ – ДЖОК ЕРАПИЯ, КВЕСТТЕХНОЛОГИЯ, МНЕМОТЕХНИКА, ГАРДЕНОТЕРАПИЯ,ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ,МНЕМОТЕХНИКА

Мы рассмотрим 5 технологий :

Мнемотехника, гарденотерапия, Су-Джок терапия, прищепкотерапия, куклотерапия.

Итак, рассмотрим первую технологию :

I. Гарденотерапия

Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями.

Гарденотерапевтический  метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии (сочувствию сопереживанию проблемам другого человека).

Цель: Социальная адаптация и реабилитация детей

с ограниченными возможностями посредством

использования элементов гарденотерапии.

Задачи:

1. Формировать знания о комнатных растениях.

растениях сада, огорода, умения в их уходе и содержании.

2. Развивать познавательную активность,

коммуникативные, творческие способности воображение.

4. Развивать интерес к окружающему миру, живой природе.

5. Воспитывать бережное отношение к природе

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Гарденотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ»

II.ПРИЩЕПКОТЕРАПИЯ

Цель:

1. Развитие мелкой моторики рук, формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений).

2. Развитие чувства ритма.

3. Развитие конструктивного мышления.

4. Формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Игры с прищепками очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга малыша.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Прищепкотераия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми, имеющими ОВЗ»

III. Куклотерапия

Цель

1. Развитие речи детей, мелкой моторики рук,

повышение качества коммуникации, развитие пространственной ориентации, координации движений

2. Формирование с помощью куклы способов выражения своих эмоций, чувств, различных состояний, движений, которые по каким-либо причинам ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может или не позволяет себе проявлять в обычной жизни.

В куклотерапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья используются куклы, которые соответствуют возможностям самого ребёнка и помогут развивают его. В моей работе активно используются такие виды кукол как:

1. Петрушечные куклы – они одеваются на руку.

2. Пальчиковые куклы – маленькие куклы, связанные из плотной нитки, одевающиеся на пальцы.

3. Куклы, которые изображают разных животных.

4. Куклы-рукавички - на спине куклы пришита рукавичка, она играет роль держателя, чтобы ребёнок, который не имеет возможности фиксировать свою кисть руки, мог с легкостью держать эту куклу.

5. Комбинированная кукла - состоит из нескольких частей: стакан -служит как подставка или держатель, которая имеет прорезь для палки, на которую крепится голова куклы и одежда. Такой куклой ребёнок сможет показывать кукольный театр, а взамен сцены он может использовать стол или ширму.

6. Большая кукла (ростом в самого ребенка) – используется детьми в качестве друга, с которым можно поиграть, если ребенок не хочет играть с детьми, или рассказать о своих переживаниях, страхах.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Куклотерапия, как современная технология работы с детьми, имеющими ОВЗ воспитатель Сорокина О. Е.

IV. МНЕМОТЕХНИКА (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы)

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Изображения располагаются в мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках, которые воспитатели или родители могут подготовить самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Цель:

1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

2. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3. Работать по образцу, по правилам, по инструкции. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, V. СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ

Цель:

Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга.   Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах, развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе, Задачи

1. Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.

2. Развивать координацию движений у ребенка.

3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую

моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье.

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение.

Вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик

«Нетрадиционная здоровьесберегающая технология : Су- Джок терапия в работе с детьми, имеющими ОВЗ «Волшебные шарики и колечки»

II. Практическая часть для воспитателей:

1. Задание:

Подумайте и напишите проблемы детей, имеющих ОВЗ

Первая группа – дети с нарушенным слухом

Вторая группа – дети с церебральным параличом

Третья группа – дети с нарушением зрения

Четвертая группа – дети с интеллектуальными нарушениями

Обобщение ответов педагогов:

Можно выделить  четыре группы детей, которые нуждаются в специальном подходе и требуют особого внимания:

2. Напишите, какие проблемы существуют у педагогов при общении с детьми, имеющими ОВЗ?

- Неудобно смотреть

- Непонимание речи

- Страх заболеть самому

- Неумение помочь

- Сильная жалость

Вывод:

В работе с такими детьми необходимы особые методы и формы работы.

III. Заключение

1. Выводы:

Использование современных технологий работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отвечает современным требованиям, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям воспитанники овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения.

 

2. Подведение итогов Мастер - класса

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 18:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные инновационные технологии в работе с детьми, имеющими ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кизилова (УИ 3356408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД