Дарья Викторовна Шультайс
Современные инновационные компьютерные технологии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основными задачами логопеда является не только коррекция и профилактика различных видов нарушений устной и письменной речи детей, но и создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и готовой адаптироваться к условиям современной жизни.
Для реализации такого комплекса задач важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался и посещал коррекционно-развивающие занятия.
Публикация «Современные инновационные компьютерные технологии в работе логопеда» размещена в разделах
Коррекционная работа зачастую представляет собой однообразные, монотонные, длительные тренировки. Такая деятельность требует напряжённого внимания и значительных усилий. В процессе таких трудоемких занятий ребёнок может быть пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Положительно изменить атмосферу на занятии, а также повысить заинтересованность детей в процессе коррекционной работы возможно при сочетании традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных (ИКТ).
Сегодня, информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы обучения, которая значительно расширяет возможности специалистов. На сегодняшний день можно перечислить значительное количество инновационных технологий, используемых логопедом. Остановимся на рассмотрении некоторых из них, завоевавших большую популярность среди специалистов.
Для организации индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения, автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков речи, а также развития фонематических процессов и речевого дыхания используется оборудование «Умное зеркало» ArtikMe. Это новый инструмент в логопедии, педагогике и психологии от компании «Инновации Детям». Оборудование предназначено для детей от 4 до 10 лет, представляет собой монитор с видеокамерой, колонками, микрофоном. «Умное зеркало» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Одновременно ребенок видит своё отражение и персонажей, которые дают задания и выполняют их вместе. За верное выполнение задания ребенок получает одобрение персонажа в зеркале. С помощью конструктора занятий ArtikMe педагог может создавать занятия на любые лексические темы с помощью загруженного или собственного фото, видео или аудио материала, а также скорректировать процесс занятия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.
Интерактивные игры «Мерсибо» рассчитаны на занятия с детьми от 2 до 8 лет. Разработаны с учетом здоровьесберегающих технологий. Они короткие, в них нет кислотных цветов, мелких деталей и резких звуков. Представлено более 10 категорий игр: звукопроизношение, фонематический слух, связная речь, моторика, лексика, подготовка к чтению, грамматика и т. д. Так, например, в категории «Звукопроизношение», игры направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков. В них ребенок проговаривает «трудные» звуки в слогах, словах и свободной речи. Игры помогут автоматизировать шипящие, свистящие, сонорные, мягкие другие звуки, а также научиться звуковому анализу слов. А в играх категории «Связная речь» ребенок составляет рассказы по картинкам, описательные и сюжетные рассказы, учится определять время по часам и расширяет словарный запас. Игры «Мерсибо» подходят как для занятий с детьми без особых образовательных потребностей, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для адаптации игры к возможностям детей применяются настройки: длительность, скорость, сложность. Каждая игра решает педагогическую задачу и также увлекательна, как и мультфильмы, поэтому интерактивными играми можно легко заинтересовать, раскрепостить ребенка, вовлечь его в занятие.
Также одной из популярных инновационных технологий в коррекционной педагогике является развивающе- коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко» (совместная разработка НПФ «Амалтея» и израильских специалистов в области современных компьютерных технологий).
Комплекс представляет собой интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в занимательной форме. Игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Тренажер «Тимокко» выстроен по технологии биологической обратной связи. С помощью веб-камеры и интерактивных перчаток комплекс предоставляет большие возможности для проведения коррекционно- развивающих занятий. Во время игры происходит отслеживание движений тела, жестов ребенка на мониторе компьютера. График движений позволяет оценить произвольность действий и ставит задачу их контроля и целенаправленности. Играя, дети не замечают усиленной тренировочной работы, которую они совершают. «Тимокко» предназначен для работы с детьми в широком возрастном диапазоне. Прекрасно подходит для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также для младших школьников. Данный комплекс применяется для развития (коррекции) двигательных навыков и когнитивных функций у детей с ОВЗ, а также у детей без особых образовательных потребностей. В процессе работы решаются такие задачи, как обучение направленной деятельности и пониманию положения своего тела в пространстве, обучение концентрации внимания, сосредоточенности, тренировка точности движений, обучение контролю над движениями, развитие способности распределять внимание, улучшение памяти, повышение скорости реакции, развитие межполушарного взаимодействия и другие. Использование данного оборудования позволяет воспитывать мотивацию и интерес к речевой, познавательной и коррекционно-развивающей деятельности детей.
Подводя итог, можно отметить, что в наши дни образовательный и коррекционно-развивающий процесс уже не представляется без использования инновационных компьютерных технологий. Современные дети проявляют большой интерес к данного рода технологиям и возможность взаимодействия с ними на коррекционных занятиях служит дополнительным стимулом для выполнения поставленных педагогом задач. ИКТ создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к коррекционной работе при этом удерживается значительно дольше.