Карамчакова Екатерина
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников
Карамчакова Екатерина Александровна, учитель-логопед
___Актуальность
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Публикация «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
Проблема
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В начале года выявила проблемы речевого развития детей своей группы
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь.
• Неспособность построить монолог.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи.
• Плохая дикция.
В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.
Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей посредством игровых технологий.
Задачи:
• Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
• Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
• Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
• Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
• Создать развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности;
Анализ методической литературы
Начала свою работу с анализа методической литературы, на основе которой уже несколько лет реализовала Основную образовательную программу. Поняла, что есть необходимость обновления образовательного процесса и потребность поиска новых методик, построенных на более эффективных приёмах и нетрадиционных техниках.
Изучила нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности с детьми.
Это занятия-соревнования, литературные викторины, занятия-фантазии, занятия-путешествия. Кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д. Занятие, построенное на сюжете, когда сюжетная линия игры и решает задачи обучения. Дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Готовясь к «путешествию», дети рисуют, лепят, конструируют. Получают возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему.
Для повышения эмоциональной активности детей использую сюрпризные моменты, проблемные, а также игровые и воображаемые ситуации. Разыгрываются микро сценки, несущие детям познавательную информацию.
В них с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.
Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Елизаве та Ива новна Тихе ева — российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей.
Поэтому обогащение центра речевого развития разнообразным практическим материалом для организации образовательной деятельности была моей основной целью.
Это разнообразные пособия и игры, как промышленного производства, так и сделанные своими руками.
В центре речевого развития имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений в игровой форме, комплексы пальчиковых игр, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха, знакомства с о звуками и буквами.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики рук, использую игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.) Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В моем случае в игры с использованием пуговиц. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Мозаика», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Найди лишнюю пуговицу», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету», «Нарисуем пуговицу» «Печатаем узор» (пуговица-штамп.) Составление из пуговиц узоров на пластилине. «Бабочка». «Гусеница». «Волшебный цветок». Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй.
Ниткография
Внесла в среду центра речевого развития набор для ниткотерапии. Вид арт-терапии, который, на мой взгляд, является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. «Ниткография», «ниткопись». Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучок, бабочка).
Игры с манной крупой
Исследования ученых показали, что манная крупа обладает свойством погашения негативной энергии. Она очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Играя с манкой, ребенок пропускает её между пальцев, вместе с потоком крупинок уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей. В процессе игры с манной крупой у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координация движений кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму. Благотворное влияние игры с манкой оказывают и на развитие речи и социально-коммуникативное развитие дошкольников, в частности на формирование навыков общения, на взаимодействие их между собой.
Пальчиковый театр
Большим интересом у детей пользуется пальчиковый театр. В центре по развитию речи живут покупные персонажи любимых сказок и те, которые изготовили дети своими руками из соленого теста. Уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. А также самодельный настольный театр на конусах.
Схемы для развития связной речи детей
Для обогащения словарного запаса, для обучения детей составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов использую метод мнемотехники.
Дидактические игры по развитию речи
Изготовила игры и пособия по автоматизации звуков, в интересной и доступной форме познакомила детей со звуками и буквами родного языка. Игры «Найди звук», «Доскажи словечко», «Угадай слово», «Составь слово из букв». «Добавить к слову пропущенный звук», «Найди звуку место». Составление звуковой схемы слова.
В центре развития речи карточки-пиктограммы на эмоциональную сферу, на развитие умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Таблица эмоций.
Игра «Скажи так же, как нарисовано на схеме», нацелена на формирование у детей умения выражать в речи разные эмоциональные, интонационные конструкции. Рассматривая с детьми картину, предлагаю выбрать себе карточку с изображением определенной эмоции и произнести фразу так, чтобы она соответствовала выбранной схеме - эмоции. Что позволяет окрасить рассказ жестами мимикой, научиться пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу игровой технологии ТРИЗ. Используя элементы данной технологии в решении задач по развитию речи. Игры «Да-Нетка», «Хорошо – плохо», «Что умеет делать» «Наоборот», «Чем был – чем стал» и др.
«Волшебные диски»
Пособие «Волшебные диски» изготовила своими руками. Подобие кругов Луллия - это серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте. Удобное в использовании. Пособие окажет помощь в формировании у детей слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия.
• Дидактическая игра «Подбери рифму».
• Дидактическая игра «Составь предложение».
• Дидактическая игра «Составь слово».
• Дидактическая игра «Подбери букву».
Игра-тренажер
Изготовила игру-тренажер по звуковому анализу слов «Подбери схему». Набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами. Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи.
Лепбук «Говорушки»
Во время занятий с детьми стараюсь обеспечить комфортные условия в группе детей для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенные игровые задания, достигает успеха. Стараюсь дать возможность детям на занятии в парах, микро группах или малых группах освоить материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. Считаю эффективным использование - интерактивной папки для детей, Лэпбук «Говорушки». Многофункционален, направлен на поддержку детской инициативы. Игры с буквами, слоги, чистоговорки и скороговорки. Наборы иллюстраций, прописи. Игровые упражнения для развития связной речи. Игры для обучения чтению. Загадки, пословицы и поговорки. Набор пиктограмм на развитие эмоциональной сферы. Материал пополняется, изменяется время от времени.
Экран для занятий с детьми
Использую для игровых занятий с детьми экран. Это игровое поле из ковролина. На занятии, экран превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Экран разделен на четыре «поляны» что дает возможность для обучения детей ориентировке в окружающем.
К нему изготовила сюжетные и предметные картинки на липучках, цветные круги и квадраты, буквы, нарезала липкие веревочки. Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры. Составление букв и цифр из разноцветных верёвочек, растений, животных, предметов.
Игры с цветными квадратами
Геометрические фигуры «оживляем», приделав к ним части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Из веревочки - липучки скручиваем круг по спирали, и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. Можно прямую или волнистую. Герои готовы, можно рассказывать сказку. Развитие фантазии и творческих способностей. (Трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Кого можно сделать из овала).
Детям эти превращения очень нравятся. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов, что невозможно их остановить. Дети, играя с фигурами, обычно обговаривают свои действия, охотно отвечают на вопросы о создаваемых изображениях, составляют короткие рассказы.
Моделирование сюжета
Волшебные стрелочки или липкие веревочки показывают направление сюжета, совместно с детьми мы составляем план, быстро и удобно, без листов ватмана, делят предметы на классы, объединяют в группы. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. Ковролин позволяет прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей- самостоятельно моделировать сюжет. Это существенно повышает возможности для развития познавательной и речевой активности ребенка.
Ребенок раскладывает на полянках в определенном порядке карточки, классифицируя или объединяя единым сюжетом, и составляет по ним рассказ или сказку.
Сочиняем сказку
Все детки любят слушать сказки. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Сочинение детьми сказки «Колобок - продолжение». Упражнения типа «Салат из сказок» (смешивание разных сказок).
«Что будет, если?» сюжет задаёт воспитатель. «Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад) Игра «Сочини сказку или рассказ» Цель игры развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Вот как мы использовали цветные квадраты, кружки и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев.
Набор иллюстраций на экране отражает тему недели, это очень удобно для итоговых бесед с детьми. Закрепления знаний и умений.
На нашей полянке вырастают умные деревья. Однажды на них вырастают предметы с определенным звуком, длинные и короткие слова, одни отвечают на вопрос кто? Другие на вопрос что?
Или на них расцветают синие и красные цветы. Цветы встречаются внизу под деревом на полянке, потому что скучают и получаются слоги. Получаются слова.
Результаты
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.