Татьяна Калмыкова
Современные игровые технологии в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Качество дошкольного образования: технологии достижения
новых образовательных результатов.
СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Чтобы повысить качество дошкольного образования в детском саду, педагоги должны знать, что входит в это понятие.
Что такое качество дошкольного образования.
Согласно нормативным документам 1990-2000-х годов качество дошкольного образования определялось только условиями, которые были созданы в детском саду. Система государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений, которая существовала до 2007 года, предусматривала оценку качества образования в конкретном дошкольном учреждении через знания, умения и навыки детей подготовительной к школе группы. Для этого использовали оценочные методики тестового типа, а также анализировали результаты продуктивной деятельности дошкольников. Сегодня для оценки качества дошкольного образования невозможно ограничиться только оценкой достижений ребенка или созданных условий.
Публикация «Современные игровые технологии в ДОО» размещена в разделах
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) вводит нормативное определение качества образования – «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». При этом ФГОС ДО определяет результаты дошкольного образования в виде целевых ориентиров, но запрещает их оценивать. [4, с. 6]
Основная цель оценки качества ДОО – развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Именно ФГОС, согласно «Закону об образовании в РФ», обеспечивает государственные гарантии качества образования на разных уровнях общего и
профессионального образования. [6, с. 3]
Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология.
Сегодня мы поговорим о игровых технологиях, которые я использую в своей работе с детьми в ДОУ.
«Квест»- это образовательная, современная технология, которая позволяет педагогом решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность мышления и деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе сверстников.
Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития?
Научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.
В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие. Это, во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых, инициативность, в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.
Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. В основе этой игры заложена идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.
Во время прохождения квеста дети обсуждают предположения друг друга, догадки о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. Они выполняют задания и получают промежуточные результаты также самостоятельно. И только когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает вопросами принять решение самостоятельно. [1, с. 21]
Для того чтобы квест выполнил свою задачу – мной обеспечены специальные условия игры на всех этапах – от подготовки до завершения:
- мотивирую детей;
- разучиваю с детьми правила заранее;
- включаю в квест задания разных типов;
-охватываю большое помещение;
- разделяю детей на команды;
- поздравляю детей с достижением цели;
- в конце игры, обязательно спрашиваю, что понравилось в квесте?
При разработке и проведения квеста важно соблюдать следующие принципы:
- принцип навигации
- принцип доступности
-принцип последовательности
- принцип эмоциональной установки
- принцип интеграции
-принцип заинтересованности
- принцип безопасности.
Так же, в своей работе я использую современные технологии – лэпбук.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является хорошей подготовкой к школьному обучению.
Перечень тем для лэпбуков.
«Красная книга». Знакомство дошкольников с Красной книгой, видами редких животных, птиц, растений, с разными способами охраны и бережного отношения к природе.
«Времена года». Систематизация и закрепление знаний детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в растительном и животном мире.
«Пожарная безопасность». Формирование у детей знаний правил пожарной безопасности, знакомство с пожароопасными предметами
«Все профессии нужны, выбирай на вкус!». Формирование у детей представлений о профессиях, формирование элементарных навыков профессионального самоопределения
«Моя Родина – Россия!». Формирование у детей патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине, закрепление знаний о государственной символике (гербе, флаге, гимне, государственных праздниках, воспитание чувств восхищения и гордости за свою Родину.
«Права ребенка». Знакомство дошкольников с международным документом «Конвенцией о правах ребенка», оказание помощи детям развивать в себе правовое сознание, чувство самоуважения, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
«По страницам сказок К. И. Чуковского» (выбирается тема по жанрам, автору). Знакомство детей с детской литературой, привитие желания к чтению, воспитание нравственных качеств дошкольников.
«Транспорт». Закрепление знаний детей о видах транспорта, способах и особенностях передвижения человека в разных средах, об истории транспорта, воспитание интереса к профессиям людей, работающих на транспорте.
«Подготовка к школе». Формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе
«Экология». Формирование у детей предпосылок экологической культуры
«Мы в Мордовии живем». Формирование у детей знаний о своей малой Родине, расширение знаний о флоре и фауне Мордовии, его коренных жителях, их обычаях, воспитание чувства гордости за родной край.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Творите добро, ищите новое, познавайте неизведанное, указывайте детям правильный путь!
Cписок использованных источников
1. Агафонова И., Князева Н. Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Методические рекомендации. / Агафонова И., Князева Н. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №8, август 2018,-с. 21-30.
2. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская //Проблемы современного образования. -2012. — № 4 — с. 52.
3. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – М. : Феникс, 2010. – 315 с.
4. Об образовании: федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Российская газета. -2012.-31 декабря.
5. Слепцова Е. Г. Лэпбук «Моя семья» / Слепцова Е. Г. // Ребенок в детском саду №4,2019 -с. 75-79.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М. :ТЦ Сфера, 2014. -96с.