Ирина Черникова
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное
и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет со-
циальный институт воспитания, обладает своими специ-
фическими возможностями в формировании личности ре-
Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
бёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных
института социализации детей. Их воспитательные фун-
кции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим
миром: с другими людьми, с группами людей, государст-
венными структурами, объектами живой и неживой при-
роды и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окру-
жающим миром, он для мира не существует.
Но что, же такое взаимодействие и что под этим
словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ
или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак ра-
венства между словами «взаимодействие», «сотрудниче-
ство», «содружество»?
Термин взаимодействие, предполагающий обмен
мыслями, чувствами переживаниями, общение – срав-
нительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Мар-
ковой, где взаимодействие рассматривалось как единство
линий воспитания с целью решения задач семейного вос-
питания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит со-
трудничество педагогов и родителей, которое предпо-
лагает равенство позиций партнеров, уважительное отно-
шение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом
индивидуальных возможностей и способностей. Сотруд-
ничество предполагает не только взаимные действия, но и
взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, вза-
Понятие содружества подразумевает объе-
динение кого-либо, основанное на дружбе, единстве
взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба
без общения, следовательно, без взаимодействия? Ко-
нечно же, нет. А так как содружество предполагает,
прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е.
наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей
точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого че-
ловека. Она наполнена добрыми руками родителей и за-
ботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку
«запас прочности», формирует чувство психологической
защищённости. Кто помогает родителям в воспитании
детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в
их руках дети становятся любознательными, активными,
творческими.
На современном этапе, семейное воспитание признано
ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образо-
вании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ,
где записано, что родители являются первыми педагогами,
они обязаны заложить основы физического, нравствен-
ного, интеллектуального, личностного развития ребенка.
Успешное осуществление этой большой и ответственной
работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение
и укрепление физического и психического здоровья вос-
питанников, их творческое и интеллектуальное развитие,
обеспечение условий для личностного и гармоничного
роста. Для достижения высокой результативности вос-
питательно-педагогического процесса в ДОУ большое
значение имеет работа с родителями воспитанников. Ро-
дители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько
склонять это слово, действенным заклинанием, прино-
сящим плоды для улучшения взаимоотношений между
ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в
работе с семьей
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения
с семьей на сегодняшний день остается актуальной, при-
обретая порой обостренный характер. Сложности в от-
ношениях между семьями и образовательными учрежде-
ниями могут быть связаны, например, с несовпадением
взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недове-
рием родителей к воспитателям. Непонимание между се-
мьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие труд-
ности в общении с родителями по причине выбора формы
взаимодействия.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходи-
мости нововведений в сотрудничество с родителями. Не-
обходима разработка и внедрение системы работы для
активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это по-
зволяет нам рассматривать работу с родителями в каче-
стве одной из проблем деятельности ДОУ на современном
этапе модернизации системы образования. В связи с этим,
вопрос поиска и осуществления современных форм взаи-
модействия дошкольного учреждения с семьей на сегод-
няшний день является одним из самых актуальных.
Формы взаимодействия детского сада с родите-
лями – это способы организации их совместной дея-
тельности и общения. Основная цель всех видов форм
взаимодействия ДОУ с семьёй – установление дове-
рительных отношений с детьми, родителями и педа-
гогами, объединение их в одну команду, воспитание
потребности делиться друг с другом своими пробле-
мами и совместно их решать. Педагоги стараются на-
иболее полно использовать весь педагогический потен-
циал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут
новые, современные формы сотрудничества с родителями
в соответствии с изменением социально-политических и
экономических условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно раз-
вивать и использовать как традиционные формы – это
родительские собрания, лекции, практикумы, так и совре-
менные формы – устные журналы, экскурсии, родитель-
ские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры
и т. п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги
всегда исходим из представлений о современных роди-
телях, как о современных людях, готовых к обучению, са-
моразвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем
следующие требования к формам взаимодействия : *ори-
гинальность, *востребованность, *интерактив-
ность.
В последнее время наметились новые, перспективные
формы сотрудничества, которые предполагают подклю-
чение родителей к активному участию, как в педагоги-
ческом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей
группе мы используем разнообразные современные
формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:
Информационно-аналитические
– анкетирование;
– опрос;
– «почтовый ящик».
Наглядно-информационные
родительские клубы ;
– мини-библиотека;
– информационные стенды «ОКНО – очень короткие
новости»;
– выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных
детей».
Познавательные
– родительские гостиные;
– нетрадиционные родительские собрания;
– устные журналы;
– экскурсии.
Досуговые
– праздники;
– совместные досуги;
– акции;
– участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической
работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в
которую родители могут класть записки со своими идеями
и предложениями, обращаться с вопросами к специали-
стам, заведующей или методисту. Заданные вопросы ос-
вещаются на родительских собраниях или даются спе-
циалистами письменно. Такая форма работы позволяет
родителям делиться своими мыслями с воспитателем и
эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу
встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с ро-
дителями – наглядно-информационная. В нашей
группе уже несколько лет действует родительский клуб
«Родительская академия». Обычно проходит 4 заседания
клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были инте-
ресны родителям, не превращались в скучные лекции, по-
этому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (ру-
ководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный
мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки
зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» – вот
некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы
дети приняли участие в заседании, включаем практиче-
скую часть или мастер-класс.
Так же о жизни группы родителям расскажет
информационный стенд «ОКНО – очень короткие
новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные
события – праздники и развлечения, дни рождения детей,
походы и экскурсии, встречи гостей, интересные за-
нятия, конкурсы, продукты коллективного детского твор-
чества, сочинения детей. При необходимости эти стенды
легко превращаются в тематические: «Что такое безопа-
сность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Одной из самых традиционных, но эффек-
тивных познавательных форм работы с семьей
остается родительское собрание. Однако из опыта
работы мы знаем, что на непосредственное проведение
встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откли-
каются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход
из этого положения в изменении форм и методов прове-
дения. Попытались построить общение не на монологе, а
на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более
тщательной и длительной подготовки, но и результат стал
ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, кру-
глых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги ис-
пользуют видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому про-
цент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспи-
тателями, так и родителями форма работы –
досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются воз-
можности для сотрудничества. Доброй традицией стало
ежегодное проведение оздоровительных мероприятий,
не зависящих от времени года. В ходе похода «На при-
роду», цель которого была в сотрудничестве с семьёй
формирование у них осознанного отношения к своему
здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Также ежегодно совместно с детьми родители прини-
мают активное участие в спортивных праздниках «Курс
молодого бойца»," Веселые старты». Подобные меро-
приятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть
друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудни-
чество между семьей и детским садом. По итогам таких
праздников также выпускаются газеты, листовки, аль-
бомы с фотографиями.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что
семья и дошкольное учреждение – два важных соци-
альных института социализации ребенка. Без родитель-
ского участия процесс воспитания невозможен, или, по
крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями
показал, что в результате применения современных форм
взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участ-
ники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позво-
ляют нам говорить об эффективности использования сов-
ременных форм в работе с родителями.