Ксения Пихлецкая
Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации взаимодействие детского сада и семьи. Раскрываются разнообразные формы и методы взаимодействия. Определяющим социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главная идея статьи состоит в том, что участие родителей в жизни собственных детей помогает родителям проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.
Публикация «Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность» размещена в разделах
Рассматривая семью как институт воспитания детей, выделяется ряд особенностей: изменилось качество воспитания, семья оказалась в нетипичной социально-экономической, психологической, воспитательной ситуации. Поэтому сказать, что семья выступает в роли основного фактора в воспитании, не совсем будет верным. Многие дети в детском саду проводят больше времени, чем с родителями. В современном мире из-за нестабильности и ряда других факторов ставится вопрос об изменении некоторых принципов и пересмотра применения форм и методов воспитательного воздействия в ДОУ. Активно пересматривается процесс взаимодействия между институтами и учреждениями и их членами. Взаимодействие – это взаимопомощь, взаимодоверие, общение, обмен переживаниями, установление партнерских отношений. [1]
В настоящее время возникают некоторые проблемы, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи. Занятость родителей, педагогическая некомпетентность постепенно выращивают трудности в воспитании детей, проблемы в обучении. Многие родители перекладывают целиком воспитание детей на общество: детский сад, школа, педагог дополнительного образования, репетитор. Нередко родители не совсем представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду. Родители выступают сторонними наблюдателями. И это не значит, что родители делают что-то не так, это значит, что отсутствует взаимодействие и у них недостаточный уровень педагогической компетенции, а помочь то им и не кому. Большую ошибку совершают родители, которые думают, что детский сад должен и просто обязан нести полную ответственность за развитие и обучение ребенка потому как они платят за это деньги. Нередко родители ссылаются, что причинами первых неудач в школе у ребенка является недостаточная подготовка ребенка в ДОУ, и наоборот, совершенно неверно, когда детский сад считает родителей главными в воспитании детей, а себя реализуют в роли посредника. Воспитание и развитие – дело общее, не делящееся на главное и второстепенное. В настоящее время необходима динамичность. Многое находится в режиме развития, в том числе и ДОУ, поэтому он должен представлять собой мобильную систему. У всех родителей разные образовательные потребности и воспитательные запросы, следовательно, и должны меняться формы работы ДОУ с семьей и носить гибкий характер.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Педагогическая компетентность родителей является важным моментом в образовательном процессе. Во взаимодействии детского сада и семьи ребенок развивается непринужденно, всесторонне, чувствует себя значимой и полезной личностью. Родители и ДОУ не ищут виновных в том или ином случае решают проблемы вместе с детским садом. Родители нередко допускают ошибки в воспитании детей, поэтому главной задачей педагогов ДОУ помочь обрести родителям педагогическую компетентность, культуру, которые разрешат многие противоречия. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи в дошкольном учреждении до выпуска ребенка в школу. Всех родителей можно условно разделить на группы по схожим показателям и уровням. И обязательно, исходя из анализа каждой семейной ситуации, применять индивидуальный подход. [2]
Важно и необходимо обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи через установление партнерских отношений с семьями воспитанников; создание атмосферы общности интересов; обогащение и активизацию воспитательных умений родителей.
Основной целью взаимодействия является создание единого комфортного пространства, в котором всем участникам процесса детям, родителям, педагогам будет интересно, полезно. Обеспечить взаимодействие с родителями помогают следующие принципы: сотрудничество; открытость; дифференциация и индивидуализация; диалогичность; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграция внутренних и внешних условий развития.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания работу необходимо вести параллельно и одновременно с детьми и родителями. Необходима стратегия - согласованности и вовлечения, в системе общения и взаимодействия - «педагог-ребенок-родитель». Один важный момент - изучение семьи, что позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями: сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому, и план работы, который определяет направленность и формы работы с семьями и воспитанниками.
Основные задачи: изучение каждой семьи; педагогическое сопровождение (просвещение и консультирование) родителей в вопросах воспитания и обучения детей; вовлечение в совместную работу ближайшего социального окружения ребенка; оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений. Необходимо во взаимодействии придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.
Следует проводить разные формы взаимодействия, в которых участвуют все, важно само участие: родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, ежедневный непосредственный контакт с родителями, дни самоуправления, участие родителей в мероприятиях группы и детского сада, индивидуальная консультация. Ежемесячное ознакомление родителей с достижениями ребенка. Также рекомендуется чередовать или сочетать формы работы с семьей.
Для более эффективной работы с родителями полезно расширить рамки сотрудничества. Эффективной формой является клубная работа. Занятия клубов направлены на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Задачами являются: объединение усилий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития детей; повышение педагогической компетенции родителей; обмен опытом семейного воспитания; гармонизация детско-родительских отношений; предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми; создание условий для свободного взаимодействия ДОУ и семьи в непринужденной и свободной атмосфере. [1]
«Клубная работа»: круглый стол; занятия с элементами тренинга; практикум; решение педагогических ситуаций; мастер-классы; обмен опытом семейного воспитания; просмотр роликов, видеозаписей, презентаций, по организации жизнедеятельности детей в учреждении; организация совместной деятельности детей и родителей; консультация-практикум, диалог, дискуссия, диспут, творческая мастерская. Название клуба может быть единое, например родительский клуб «Семейный очаг», а тематика разная.
«Электронный дневник» или Онлайн общение - даже если родитель очень занят, он сможет воспользоваться сетью интернет и ознакомиться с текущими и перспективными делами ДОУ, мероприятиями и их условиями, с достижениями ребенка, результатами конкурсов, диагностики. У каждого родителя индивидуальный пароль и доступ, что сохраняет конфиденциальность. Такая форма достигает следующую цель: знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами.
«Мастер - классы родителей для детей» в условиях ДОУ направлены на всестороннее развитие детей. Познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода «хобби». Такие мероприятия способствуют повышению авторитета родителей, так как дети испытывают чувство гордости за всех членов семьи, их талант.
«Лесенка успеха и неудач». Обмен успехами и неудачами ребенка в детском саду и дома. Суть этого метода – узнать ребенка со всех сторон и родителю и педагогам. Успехи и неудачи заносятся в индивидуальную карту и педагогом и родителем и подвергаются совместному ранжированию и анализу.
«Оформление альбома-летописи». Познакомит родителей с успехами, достижениями их ребенка. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи и выкладывает его в родительский уголок. Темы могут быть разными: «Что нового сегодня?», «Мы артисты», «Скоро в школу», «Дерево достижений» и др. Отметим, что данная форма является взаимовыгодной как родителям, так и педагогам. Родители узнают о своем ребенке порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. А педагог узнает, каков бывает воспитанник дома.
«Вместе дружная семья». Это совместное планирование мероприятий педагога и родителей. Такая форма позволяет учитывать предпочтения и интересы родителей и вовлекать их в участие в мероприятиях. Здесь возможно совместное обсуждение таких моментов как процесс поощрения детей за определенные успехи, методы наказания и пути коррекции.
«Совместные творческие мероприятия». Суть состоит в том, что родитель, педагог и ребенок являются участниками мероприятий, а не зрителями. Будь это праздник или выставка работ все принимают участие. Приветствуются коллективные творческие работы, участие в утренниках родителей в роли определенного персонажа или совместно с ребенком в роли ведущих, оформление групп, подготовка костюмов и атрибутов, разработка плана совместной деятельности педагогов, узких специалистов, детей и их родителей. Активное участие родителей в совместных мероприятиях, способствует приобретению новых форм общения с детьми. Они расширяют свой кругозор по вопросу социально – эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте. Также имеют возможность поделиться собственным опытом.
«День самоуправления». Один раз в месяц или в квартал родитель, конечно же, с помощью педагога, занимает в группе детского сада роль воспитателя, тем самым он понимает суть этой роли в повседневной жизни ребенка, осознает как важен и многообразен труд воспитателя. Такая форма формирует уважительное отношение к воспитательному процессу в целом.
«Погода в доме» - своего рода календарь активности родителей. Цветом или значками обозначается уровень участия родителей в жизни ДОУ
«Участие в конкурсах» - совместное участие педагогов, родителей и детей в конкурсах муниципального, городского, областного и всероссийского уровней. Это способствует созданию общей ситуации успеха.
«Совместный труд» - труд вместе с родителями доставляет ребенку радость и возможность самоутвердиться, почувствовать свою значимость в общем деле. Уборка на территории детского сада в коллективной форме родитель, педагог и ребенок имеет место в формировании позитивного взаимодействия.
«Дерево пожеланий» - эта форма позволяет выразить пожелания родителей, и педагогов в письменном виде, в виде рисунка, символа. Взаимно будут отражены предложения, отзывы, слова благодарности, рекомендации. Все это оформляется в маленькие конвертики, и прикрепляются на дерево пожеланий. Возможен вариант анонимности. Но главное условие открытость и адресность.
«Фотопанорама» - это своего рода фотоотчет о проведенных мероприятиях. Он оформляется на стенде или доске. Это моменты, в которых прослеживается сотрудничество педагога, ребенка и родителя, дополняются они слоганами или девизами.
«Рояль» располагается в группе или в фойе. В виде плаката или можно вырезать из крагиса или фанеры. Суть заключается в том, что на изображенном рояле, на белых клавишах фиксируются все положительные моменты, на черных – то, что еще нужно сделать или исправить, предпринять, использовать. В процессе всей работы по успешному взаимодействию будут заняты все белые клавиши, а черные останутся пустыми.
Вышеперечисленные формы мероприятий повышают уровень воспитательных умений родителей, развивают способность находить контакт с ребенком, помогают родителям приобрести собственный воспитательный опыт. Формируется взаимное уважение родителей и педагогов. Работа с использованием таких форм способствует усовершенствованию процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является путеводителем между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.
«Школа для родителей» - это обучающие мероприятия, тематика которых осуществляется по запросу родителей, т. е. социальный заказ. Есть определенные темы, которые особо интересуют родителей. При проведении обязательно присутствуют практические приемы и техники.
«Совместный досуг» - это могут быть выездные мероприятия, походы, экскурсии. И равнозначным здесь и равноправным будет участие, как родителей, так и педагогов. Также и инициатива может быть с любой стороны. Главное чтоб мероприятие носило равносильно значимый характер для всех сторон.
Акции «Посади дерево», «Неделя добра», «Помощь ветеранам и труженикам тыла», «Рука помощи» и другие. Это мероприятия, направленные на гражданско-нравственное воспитание. Даже будучи у вполне зрелых родителей данный аспект личности имеет место «подкрепиться», а участие совместно с детьми и ДОУ это формирует чувство ответственности, долга. Дети всегда берут пример с взрослых и, подражая им, они впитывают в себя положительные нравственные характеристики личности.
Использование предложенных разнообразных форм работы с родителями дает положительный результат: родители активно участвуют в жизни детского сада, становятся помощниками, партнерами и даже коллегами ДОУ, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности в воспитательной и образовательной среде. При общих усилиях благое дело - имеет благие плоды. [2]
Во взаимодействии гораздо легче достигаются желаемые результаты. Главное помнить, что эпизодическое проведение мероприятий не будет иметь законченный результат, взаимодействие должно носить системный характер. К тому же повысить мотивацию родителей к совместным действиям возможно только через разнообразие и чередование форм работы.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса:
2. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 186 с.