Васильевская Надежда
Современные формы взаимодействия с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
Жан – Жак Руссо.
Хорошее здоровье базируется на фундаменте всестороннего и гармоничного общего развития: физическая культура, здоровьесберегающие технологии являются наиболее эффективными и доступными средствами сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа и беречь его нужно смолоду.
Публикация «Современные формы взаимодействия с семьёй» размещена в разделах
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. До 7-ми лет ребёнок проходит масштабный путь развития, и повторяемый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. В то же время, этот период в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому игнорирование вопросов сохранения и укрепления здоровья ребёнка, его субъективной позиции могут привести к тяжёлым необратимым последствиям в будущем. Общепризнано, что фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует, как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и становлению благоприятного семейного микроклимата. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Исследования учёных подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания, как двух взаимодополняющих социальных институтов. Во взаимодействии друг с другом они дают ребёнку определённый социальный опыт, создают оптимальные условия для вхождения маленького ребёнка в мир, сохраняя и развивая его индивидуальные особенности: направленность интересов и способностей, возможности физического развития. Важнейшим фактором воздействия на сохранение и укрепление здоровья и физического развития ребёнка является, атмосфера родственных эмоциональных связей.
Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, а любовь и беспредельное доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Взаимодействие подразумевает воздействие поведения, мнения, действий родителей и педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни, приобщение их к физической культуре.
Семья – это среда, где формируется здоровье ребёнка. Семья является персональной средой жизни ребёнка от самого рождения, которая во многом и определяет его развитие и воспитание.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоническое развитие ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и в детском саду позволяет повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения. Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от поведения, которое формируется в семье.
Роль семьи в формировании укрепления и сохранения здоровья велика. Ни один из навыков здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка без личного родительского примера.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Однако не все родители знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К сожалению, к этому привыкли как к своеобразной норме. Маленький – значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают чаще всего малыша не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет, не прыгал (как бы не ушибся, не лазал (а если упадёт, и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей лежит в разумном физическом воспитании.
Укрепление и сохранение здоровья детей – это целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения.
В нашем дошкольном учреждении приоритетное направление - физкультурно – оздоровительное.
Я работаю на оздоровительной группе, где разработана «Программа оздоровления для часто и длительно болеющих детей».
Цель: Укрепление физического и психического здоровья и снижение заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей.
Задачами которой являются:
1. Укрепление физического и психического здоровья детей путём постепенного увеличения двигательной активности и физических нагрузок с учётом состояния физического и психического здоровья.
2. Организация комплексной оценки состояния здоровья и физического развития.
3. Организация воспитательно – образовательного процесса с учётом состояния физического и психического здоровья.
Вся работа в нашей группе пронизана заботой о физическом здоровье детей и их психическом благополучии.
Дети поступают в эту группу ослабленными, часто болеющие острыми респераторными заболеваниями, с рецедивирующими бронхитами, бронхиальной астмой.
У нас в группе 13 детей: из них мальчиков (5, девочек (8).
Дети поступают в основном со II группой здоровья (4, из них с I группой здоровья (5, с 3 группой здоровья (4, а вот физическое развитие их разное:
Ниже среднего -31 %; среднее - 54 %; выше среднего - 15 %.
Некоторые дети имеют различные диагнозы.
Программа физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей – задача сложная и важная, но добиться положительного результата в этом направлении вполне нам по силам. Понимая важность этой проблемы мы составили перспективный план работы с родителями.
Каждый месяц объединён одной темой.
Сентябрь «Профилактика нарушения осанки».
Октябрь «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Ноябрь «О здоровье – всерьёз» (Укрепление иммунитета).
Декабрь «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей».
Январь «Движение – основа жизни».
Февраль «Витамины и минералы».
Апрель «Прогулки и их значение для укрепления здоровья детей».
Май «Здоровое питание».
Цель: Организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с ДОУ по охране и укреплению физического и психического здоровья детей.
2. Повышение педагогической культуры родителей путём их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, самомассажа, закаливания.
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки и соблюдение режима, потребность в физических упражнениях и играх.
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
5. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
На основании перспективного плана организовали семейный клуб «Здоровая семья».
Основные направления семейного клуба по физкультурно-оздоровительной работе.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников, направленные на повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, стали традицией физкультурно – оздоровительной работы, в нашей группе собрания в традиционной, нетрадиционной форме, круглые столы, семинары, практикумы, вечера вопросов и ответов, интересные встречи в семейном клубе «Здоровая семья»,
Подробнее остановимся на самой эффективной форме работы с семьёй в данной области – встречи в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребёнка через взаимодействие родителей, лучше знающих особенности своего ребёнка и педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов. Проводим совместные мероприятия, в которых участвуют родители со своими детьми.
В клубе предусматривается теоретическая и практическая части.
В теоретической части родителям предлагаем консультации специалистов медсестра Попова Н В. ; врач Лапина Е. И. ; инструктор по физической культуре Киселёва И. А.).
В практической части участвуют дети и родители. Это совместные выполнения комплекса лечебно – профилактических упражнений, физических упражнений, игр и различных видов гимнастик.
В заключении родителям выдаются различные памятки, рекомендации. Такие мероприятия в клубе дают ощутимые результаты. Например, на занятии семейного клуба по профилактике плоскостопия у детей.
Октябрь
Тема: «Профилактика и коррекция плоскостопия».
Наталья Владимировна познакомила родителей с особенностями строения детской стопы, рассказала о разных видах плоскостопия (о продольном, поперечном, комбинированном плоскостопии, о причинах его появлении.
Затем рассказала о диагностике и профилактике плоскостопия.
В практической части Ирина Александровна показала комплекс упражнений при плоскостопии и для предупреждения плоскостопия, особое внимание уделив самомассажу стоп различными упражнениями.
Затем раздали родителям памятки, рекомендации «Что такое плоскостопие».
В группе оформлены папки – передвижки «Плоскостопие», «Советы по профилактике плоскостопия».
В ноябре на семейном клубе была проведено собрание на тему: «О здоровье всерьёз».
Евгения Ивановна Лапина и Наталья Владимировна рассказали «Как укрепить иммунитет ребёнка».
За «круглым» столом обсуждали вопросы, как укрепить здоровье детей народными средствами; закаливание детей дома.
В практической части Я рассказала и провела практикум: «Самомассаж при ОРВИ, гриппе»; «Самомассаж «Неболей-ка», «Петушок» и др.
Раздали родителям памятки «Как укрепить иммунитет».
Папка – передвижка «Самомассаж и ОРВИ».Советы Айболита.
Проводили с родителями «Вечер вопросов и ответов».
Игра «Ромашка» Родители высказывали своё мнение о сохранении и укрепления здоровья своих детей, задавали вопросы, делились опытом, обсуждали вопросы по физическому воспитанию в семье и по снижению заболеваемости детей.
В декабре «Дыхательная гимнастика в жизни ребёнка»
Дыхание является важнейшей функцией организма, от которого зависит работа всех систем и органов нашего организма. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищаю слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно – сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. От дыхания во многом зависит здоровье ребёнка его физическая и умственная деятельность.
Наталья Владимировна рассказала о дыхательной гимнастике, как она важна для ослабленных, часто болеющих детей.
Правильное дыхание является залогом оздоровления.
Памятки родителям раздала. «Дыхательная гимнастика, как эффективная профилактика снижения заболеваемости часто болеющих детей».
Я вместе с детьми показала родителям упражнения дыхательной гимнастики: «насос», «паровоз», «петух», «часики» и др. .
Январь «Движение – основа жизни».
Февраль Зимние забавы. Физкультурный досуг.
Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят ощутимые результаты, приобщают родителей к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообщения всех. Взрослые и дети лучше узнают особенности характера, мечты и способности друг друга. Создаётся микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивает взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального.
С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщение детей к здоровому стилю жизни нами проведён анкетный опрос.
Анкеты:
«Здоровье вашего ребёнка»
«Какое место физкультура занимает в вашей семье»
«Условия здорового образа в семье».
Анализ полученных данных позволил установить следующее:
62 % родителей отметили важность физического развития и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте;
48 % родителей не имеют достаточных знаний, умений и навыков в воспитании у детей потребности быть здоровыми. В результате анкетирования выяснилось, какие проблемы имеются у родителей по вопросам оздоровления и физического развития детей, какую консультацию они хотели бы получить от воспитателей и специалистов ДОУ.
Для обогащения семейного опыта в воспитании детей используем такую форму работы, как создание семейных страничек.
«Мой выходной день».
Это красочно оформленные родителями листы, где они в интересной форме повествуют о своих традициях, формах семейного отдыха, чем занимаются в выходной день.
Март-Апрель «Движение – это жизнь».
Рисунки «Мой любимый вид спорта».С рассказами о любимом виде спорта. Проводили с родителями консультации, беседы на различные темы: «Здоровье на тарелке»; «Чудесный мир физической культуры»; «За здоровьем на лесную полянку».
Ширмы: «Советы Айболита»; «Витамины»; «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребёнком»; «Простые правила здорового образа жизни».Составили проект «Наше здоровье в наших руках».
Таким образом, внедрённая система работы по созданию единого образовательно – оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников наиболее эффективным.
В результате такой работы с родителями можно сделать выводы:
- сократилось количество пропущенных дней по причине болезни;
- отношение детей и родителей к здоровому образу жизни поменялось появился интерес к совместным встречам в семейном клубе. ; родителей и детей в ДОУ, дети и родители рассказывают и приносят фотографии, о том, как они занимаются с детьми дома, как проводят выходные дни на природе.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно – оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй. Все формы работы с родителями по формированию здоровых привычек в семье мы продолжаем вести.
Ищем новые пути и средства организации сотрудничества с родителями. Здорового ребёнка может воспитывать только здоровый взрослый.
Здоровье – это большой дар, оно даётся один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.
Так будьте здоровы!