Юлия Рябченко
Интерактивные формы работы с родителями в целях организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель:
Ю. В. Рябченко
В сегодняшнее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в образовательном процессе, может быть успешно разрешена если использовать единый подход к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, организационной и структурной и методической основы. Взаимодействие с родителями занимает приоритетное направление в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.
Темочки:
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Поэтому в последние годы начала внедряться новая идея взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ее основе лежит то, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство мнений парт-неров, в котором родители активные участники воспитательно-образовательного процесса.
Особенности организации интерактивных форм сотрудничества с семьёй.
В дошкольном образовательном учреждении, шагающим в ногу с современными образовательными новшествами, используются новые формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения и развития своего ребенка.
Слово «интерактив» берет свои корни из английского языка от слова «interact», в котором «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный означает возможность взаимодействовать или быть в режиме беседы с чем-либо или кем-либо.
Из этого следует, интерактивные формы взаимодействия - это диалог, в ходе которого происходит взаимодействие.
Рассмотрим основные характеристики интерактивных форм :
- форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, в которых воспитанник чувствует свою успешность, умственную состоятельность;
- все участники вовлечены в процесс познания;
- общением в форме диалога достигает взаимопонимания, что приводит к принятию общих, но весомых и значимых для каждого участника задач;
- не учитывается мнение лишь одного выступающего;
- формируем умение уважать чужое мнение, умение выслушивать;
- все участники вправе поменять свое мнение и точку зрения в процессе обсуждения;
Цели интерактивного взаимодействия :
- обмен опытом;
- достижение единого мнения;
- формирование умений, навыков;
- формирование условия для диалога;
- единство участников;
- изменения психо-эмоционального фона.
Из всего выше перечисленного выделим позиции интерактивных форм взаимодействия :
• Информация должна усваиваться в режиме «онлайн», то есть в активном.
• такая форма общения стимулирует умственное развитие.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
• Полученные знания должны применяться на практике.
Так же интерактивная модель взаимодействия несет и диагностическую функцию, с их помощью выявляются ожидания, тревоги и представления родителей.
Очень часто используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями. Плюсом таких форм является то, что участники их вынуждены сами искать выход из конкретной ситуации.
Семейные клубы. Особенность в том, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности и заинтересованности. Родителей объединяет общая проблема, тема и совместный поиск решения сложившейся проблемной ситуации.
Дискуссия. Участники не принудительно выражают свое мнение, каким бы неожиданным оно ни оказалось.
Формы дискуссии :
• круглый
• симпозиум
• дебаты
Интерактивная игра — это вмешательство ведущего в групповую ситуацию.
Мир игр позволяет участникам лучше, чем в реальном мире, понять причинно и последствия взаимосвязи происходящего.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных призна-ка: игровой характер и возможность взаимодействия.
Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.
Мотивация таких игр - каждую интерактивную игру можно выделить как определенную обучающую ситуацию, позволяющую родителям выявить новое понимание конкретного вопроса.
Уникальные аспекты интерактивных игр :
- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, играть различные роли, спорить друг с другом, общаться с другими вербально и не вербально.
- обратная связь – все ведут себя таким образом, что получают обратную связь не только через собственное осознание, но и принимая информацию от других.
- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в ин-терактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.
- учет естественных потребностей – в процессе игры участники могут пе-ремещаться, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом.
- соревнование и сотрудничество. Большинство интерактивных игр содержат моменты соревнования, которые укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный и кропотливый процесс, требующий от педагогов и родителей терпения и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.