Талалаева Елена
Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром» :
детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
.
Публикация «Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
В условиях развития дошкольного образования педагогам необходимо осознавать важность сотрудничества с семьей для создания единого пространства, направленного на всестороннее развитие ребенка. Одним из важных условий реализации основной образовательной программы нашего ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей : дети, воспитатели, родители — главные участники педагогического процесса. Мы считаем, что работа с родителями –это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров.
Для того, чтобы родители стали активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, педагогам необходимо вовлечь родителей в сферу педагогической деятельности: заинтересовать, помочь понять, что участие в данном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка, использовав при этом как традиционные формы работы с семьей, так и новые, основанные на традициях семейного воспитания. Наблюдая за современными родителями, мы пришли к выводу, что в большинстве своём они люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат и не вызовет должного интереса. Учитывая наши исследования, мы выстраиваем взаимодействие с родителями таким образом, чтобы оно приносило положительные результаты, именно тогда ребенку будет полезно, интересно и комфортно пребывать в дошкольном учреждении, что благоприятно скажется на развитие детей в целом.
Для этого мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с родителями :
1) Доброжелательный и доверительный стиль общения.
2) Индивидуальный подход к каждой семье
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Тем самым мы решаем следующие задачи: — повышаем правовую и педагогическую культуру и компетенции родителей; — изучаем и обобщаем лучший опыт семейного воспитания; — вовлекаем родителей в образовательный процесс через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
В нашем учреждении внедряются такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, как: мастер — классы, ИКТ (презентации, видеоролики,опосредованное интернет общение (создание интернет — пространства групп, совместные и семейные проекты различной направленности.
В рамках подготовки к празднованию 23 февраля, папы — военнослужащие приходили в гости и рассказывали о своей профессии.
Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества взрослых и детей способствует организация совместных детско-родительских проектов. Организатором является ребёнок, родители только помогают ему. Начиная работать над проектом, мы знакомим родителей с его целями и задачами, их совместной деятельностью. Они с радостью создают тематические альбомы, творят и мастерят с детьми подделки, участвуют в различных состязаниях. Данная форма помогает пополнить и предметно — развивающую среду. В результате работы над проектом «Нестандартное физкультурное оборудование» в каждой группе пополнились уголки для физического развития детей.
Мы с успехом используем различные презентации, где знакомим родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы, транслируем непосредственно — образовательную и проектную деятельность в детском саду. Подобная форма работы с родителями привносит в процесс ознакомления с новыми навыками и знаниями интерес, которого зачастую так не хватает на родительских собраниях. Ведь информация, представленная в данной форме, гораздо легче усваивается и перерабатывается.
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьёй мы считаем «Мастер-классы для родителей». Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. Он может, например, в ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр.
Нами были проведены следующие мастер — классы: «Соленое тесто» в результате которого родители заинтересовались таким увлекательным занятием, и дома вместе с родителями изготовили елочные игрушки из соленого теста на выставку в детский сад.
Мастер-класс «Экспериментируем на кухне» помог родителям плодотворно проводить время с детьми на карантине.
Организация взаимодействия с семьё й-работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада не возникает сразу. Это долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Главное желание всех участников данного процесса. Мы считаем, что детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Литература:
Программа Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй». — М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 72с.
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007 год.