Есоян Элина Владиславовна
Современные формы и методы социально-коммуникативного развития дошкольников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
С каждым годом количество детей с ОВЗ становиться всё больше.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
Публикация «Современные формы и методы социально-коммуникативного развития дошкольников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путём снижения зависимости ребёнка от посторонней помощи, адаптации к окружающей социальной среде.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями дошкольников.
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В нем отсутствуют учителя - дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. В связи с этим возникает необходимость поиска решения данной проблемы, путем инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в обществе.
Использование нетрадиционных технологий в такой образовательной области, как коммуникация, дает наиболее эффективный результат и значительные положительные изменения в динамике развития детей.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, быть полезным обществу. Согласно взглядам известных российских психологов, Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л. и др. психика человека меняется и трансформируется в процессе деятельности. А что это будет за деятельность, какие методы и формы мы будем использовать зависит от возможностей самого ребёнка с ОВЗ.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений (заикание, гиперактивность).
Музыкотерапия - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний с помощью музыки.
Цветотерапия – ученые доказали, что, изменяя цветовой и световой режим, можно воздействовать на функции вегетативно-нервной системы. (синий и зелёный цвет успокаивает и расслабляет, красный активизирует, розовый тонизирует при подавленном состоянии, желтый нейтрализует негативные действия, фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы).
Куклотерапия – кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. (помогает ликвидировать переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, разрешить конфликты).
Сказкотерапия - это психологическое воздействие на человека через сказки. Способствует развитию положительной и многогранной личности, помогает скорректировать некоторые проблемы, устранить страхи.
Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Метод песочной терапии
Занятия с песком (обычным или кинетическим, будь то песочница, центр песка и воды или песочный планшет, даёт хороший воспитательный и образовательный эффект.
Рекомендованный возраст для игры с кинетическим песком - от 3 лет. (Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.)
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют: развить мелкую моторику, тактильную чувствительность как основу “ручного интеллекта”, совершенствовать сенсорное восприятие, подготавливают руку к письму, развивают речь.
Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.