Наталья Киреева
Совместная работа родителей и педагогов в процессе реализации адаптивной физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Совместная работа родителей и педагогов в процессе реализации адаптивной физической культуры»
Подготовила:
Боровская Лариса Владимировна,Киреева Н. Ю.
воспитатель
Одним из принципов реализации адаптивной физической культуры
Публикация «Совместная работа родителей и педагогов в процессе реализации адаптивной физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
является совместная работа родителей и педагогов. Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей. Ведь семья является средой жизни ребенка с самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе реализации адаптивной физической культуры,
оздоровления и воспитания дошкольников.
Цель работы в данном направлении это разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности.
Основные направления работы :
- создание условий для развития и оздоровления ребенка;
- разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;
- осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.
В работе с родителями необходимо соблюдение ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы в процессе реализации адаптивной физической культуры :
- единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
- систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.
Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
Для достижения положительного результата в работе рекомендуется использовать такие традиционные формы работы с семьёй, как:
1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
2. Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
3. Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
4. Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
7. Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
8. Анкетирование– необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
Для родителей, которые всегда спешат, можно предоставлять информацию в форме экспресс - листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», «поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также листовки оздоровительного характера на темы: «В семейную копилку», «Здоровье всему голова».
Фотовыставки. Родители имеют возможность видеть достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.
Участие родителей вместе с детьми в работе «мастерских» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности. Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает интерес и бережное отношение к оборудованию, желание чаще его использовать.
Составление альбомов «Наша спортивная семья». Данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту, к выполнению физических упражнений, к утренней зарядке. Комментарии детей к своим фотографиям, рассказы о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.
Школа здоровья «Румяные щечки». Одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. К ним относятся совместные с родителями туристические прогулки, походы - в разное время года за пределы детского сада (на водоём, на лесную поляну, в берёзовую рощу, посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.
Совместные акции, например «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!», которые формируют у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.
Нетрадиционная форма обратной связи с родителями «Почтовый ящик», в который они могут положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации детского сада и специалистам.
Участие детей и родителей в спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне, например «Папа, мама, я – спортивная семья».
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. Участие родителей в них помогает сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество, как с педагогами дошкольного учреждения. Родительский клуб помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации.
Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее приемлемым для себя образом.
Привлечение родителей в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка.
Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам реализации адаптивной физической культуры, укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей; также способствует самореализации родительского потенциала.