Ирина Махова
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач на учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Публикация «Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда» размещена в разделах
Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.
Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.
Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания;
- развитие голоса;
- развитие фонематического слуха;
- развитие артикуляции;
- развитие грамматического строя;
- развитие словаря;
- развитие монологической речи;
- развитие коммуникативных навыков.
Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:
- упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;
- упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;
- упражнения, улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др. ;
- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;
- упражнения для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;
- упражнения на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.
Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:
- перекладывание мелких предметов;
- разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;
- круговые движения кистями;
- руки в замок – круговые движения влево - вправо, вперед - назад;
- пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;
- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;
- пальчиковые игры.
Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:
- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);
- включение речевого материала, произносимого на выдохе (звуки, слоги, слова, словосочетания, например, упражнения «Насос» - произнесение согласного звука [с], «Самолеты летят» - произнесение гласного звука [у] и др.
Упражнения на укрепление голосового аппарата («Произнеси громко - тихо» и др.) способствуют развитию голоса.
Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.
Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.
Также на занятиях по физической культуре закрепляем материал логопедических занятий. Например, была пройдена тема «Птицы». Закрепляем материал в играх «Летает - не летает», «Воробышки и автомобиль» и т. д.
Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Месяц Неделя Учитель-логопед Инструктор по физкультуре
Октябрь 4 Звуки [к - к']. Темы: «Осень. Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы». Дыхательное упражнение «Пчелы». Стихотворение с движениями «Конь». Загадки об одежде и обуви.
5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Диагностика физического развития.
Ноябрь 1 Звуки [ау – уа], [б]. Темы: «Домашние птицы», «Части тела». Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Стихотворение с движениями «Аты – баты».
2 Звуки [ы - й], [п - б]. Темы: «Перелетные птицы», «Игрушки». Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц». Стихотворение с движениями
«Танцуй, моя кукла».
3 Звуки [с – с']. Тема: «Село, город – разница». Дыхательное упражнение «Льется водичка». Ритмическая игра
«Снегирь». М. п/и «Города».
4 Звуки [з - з']. Темы:
«Поздняя осень. Изменения
в природе». «Лиственные деревья». Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Пальчиковая игра «Осенние листья».
5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Стихотворение с
движениями «Танцуй, моя кукла».
Декабрь 1 Звуки [с - з], [х - х']. Тема: «Зимующие птицы». Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хлебушек». П/и «Воробышки и кот».
2 Звуки [к – х]. Тема: «Зимние забавы». Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хрюшка». Подготовка к спортивному
развлечению «Зимние забавы».
3 Звуки [т – т']. Темы: «Хвойные деревья»,
«Зимняя одежда, головные уборы, обувь». Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра
«Ватрушки». Загадки об одежде.
4 Звуки [н - н']. Тема: «Новый год». Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра «Наряжаем елку».
Январь 3 Звуки [г], [л - л']. Темы: «Транспорт», «Домашние животные». Дыхательное упражнение «Гуси». Стихотворение с движениями «Гриб».
М. п/и «Изобрази домашнее
животное».
4 Звуки [б – п], [ж – ш]. Темы: «Домашние животные», «Животные севера и юга». Дыхательное упражнение «Гуси».
М. п/и «Веселые обезьянки». Диагностика физического развития.
Февраль 1 Звуки [ж - з], [щ]. Тема:
«Наша пища». Дыхательное упражнение «Пчелы». М. п/и «Съедобное – несъедобное».
2 Звуки [р – р']. Тема: «Труд повара. Посуда». Дыхательное упражнение «Злая
собака и щенок». Стихотворение с движениями «Самолет». Пальчиковая игра «Хозяйка».
3 Звуки [р – л]. Тема:
«Народное творчество тульских мастеров». Дыхательное упражнение «Рычание тигра». Стихотворение с движениями «Самовар» (региональный компонент).
4 Звуки [с – ж – з]. Темы:
«День защитника
Отечества», «Зима» (обобщение). Дыхательное упражнение «Рычание тигра». Подготовка к спортивному празднику «Наша армия сильна».
Март 1 Звуки [ч - ч'], [г - т]. Темы: «Ранняя весна», «Мамин праздник». Дыхательное упражнение «Тишина». Пальчиковая игра «Подснежник».
2 Звук [ц]. Тема: «Женские профессии». Дыхательное упражнение «Тишина».
М. п/и «Зашей штанишки».
3 Звуки [ц - с], [в]. Темы:
«Моя семья», «Жаворонки –
встреча весны». Дыхательное упражнение «Вьюга
воет». Пальчиковая игра «Семья». Стихотворение с движениями «Воробей».
4 Звуки [ц – с – т]. Тема: «Перелетные птицы». Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц».
5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Рычание тигра». П/и «Перелет птиц».
Апрель 1 Звуки [ч - щ]. Тема: «Наш город. Дом». Дыхательное упражнение «Шипение змеи». М. п/и «Назови свой адрес».
2 Звуки [й], [йа], [йэ]. Темы: «Рыбы», «День космонавтики». Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания (вдох одной ноздрей, выдох через рот). П/и «Невод».
3 Звук [э]. Тема: «Мебель». Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Стихотворение с
движениями «Дедушка Егор».
4 Звуки [ы], [й – ы]. Темы: «Комнатные растения», «Правила дорожного движения». Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». М. п/и «Кактус и ива».
П/и «Светофорчик».
5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». П/и «Невод».
Май 1 Звуки [о - э]. Тема: «Школа. Школьные
принадлежности». Дыхательное упражнение
«Проколотый мяч». Игра – эстафета «Выбери школьные принадлежности».
2 Звуки [н – н'], [ф], [ф – в]. Темы: «День Победы», «Весна. Растения луга,
сада». Дыхательное упражнение
«Проколотый мяч». Стихотворение с движениями «Ветер».
3 Ь и ъ знаки. Звук [йу]. Темы: «Изменения в природе. Труд людей». «В мире сказок». Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Игра – эстафета «Сажаем картофель».
4 Диагностика.
Диагностика физического развития.