Лучший педагог года

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

Ирина Махова
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из главных задач на учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Публикация «Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда» размещена в разделах

Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.

Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- развитие голоса;

- развитие фонематического слуха;

- развитие артикуляции;

- развитие грамматического строя;

- развитие словаря;

- развитие монологической речи;

- развитие коммуникативных навыков.

Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:

- упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;

- упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;

- упражнения, улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др. ;

- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;

- упражнения для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;

- упражнения на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.

Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:

- перекладывание мелких предметов;

- разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;

- круговые движения кистями;

- руки в замок – круговые движения влево - вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;

- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;

- пальчиковые игры.

Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);

- включение речевого материала, произносимого на выдохе (звуки, слоги, слова, словосочетания, например, упражнения «Насос» - произнесение согласного звука [с], «Самолеты летят» - произнесение гласного звука [у] и др.

Упражнения на укрепление голосового аппарата («Произнеси громко - тихо» и др.) способствуют развитию голоса.

Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.

Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.

Также на занятиях по физической культуре закрепляем материал логопедических занятий. Например, была пройдена тема «Птицы». Закрепляем материал в играх «Летает - не летает», «Воробышки и автомобиль» и т. д.

Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Месяц Неделя Учитель-логопед Инструктор по физкультуре

Октябрь 4 Звуки [к - к']. Темы: «Осень. Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы». Дыхательное упражнение «Пчелы». Стихотворение с движениями «Конь». Загадки об одежде и обуви.

5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Диагностика физического развития.

Ноябрь 1 Звуки [ау – уа], [б]. Темы: «Домашние птицы», «Части тела». Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Стихотворение с движениями «Аты – баты».

2 Звуки [ы - й], [п - б]. Темы: «Перелетные птицы», «Игрушки». Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц». Стихотворение с движениями

«Танцуй, моя кукла».

3 Звуки [с – с']. Тема: «Село, город – разница». Дыхательное упражнение «Льется водичка». Ритмическая игра

«Снегирь». М. п/и «Города».

4 Звуки [з - з']. Темы:

«Поздняя осень. Изменения

в природе». «Лиственные деревья». Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Пальчиковая игра «Осенние листья».

5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Прилетели комары». Стихотворение с

движениями «Танцуй, моя кукла».

Декабрь 1 Звуки [с - з], [х - х']. Тема: «Зимующие птицы». Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хлебушек». П/и «Воробышки и кот».

2 Звуки [к – х]. Тема: «Зимние забавы». Дыхательное упражнение «Насосы». Пальчиковая игра «Хрюшка». Подготовка к спортивному

развлечению «Зимние забавы».

3 Звуки [т – т']. Темы: «Хвойные деревья»,

«Зимняя одежда, головные уборы, обувь». Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра

«Ватрушки». Загадки об одежде.

4 Звуки [н - н']. Тема: «Новый год». Дыхательное упражнение «Забиваем гвозди». Пальчиковая игра «Наряжаем елку».

Январь 3 Звуки [г], [л - л']. Темы: «Транспорт», «Домашние животные». Дыхательное упражнение «Гуси». Стихотворение с движениями «Гриб».

М. п/и «Изобрази домашнее

животное».

4 Звуки [б – п], [ж – ш]. Темы: «Домашние животные», «Животные севера и юга». Дыхательное упражнение «Гуси».

М. п/и «Веселые обезьянки». Диагностика физического развития.

Февраль 1 Звуки [ж - з], [щ]. Тема:

«Наша пища». Дыхательное упражнение «Пчелы». М. п/и «Съедобное – несъедобное».

2 Звуки [р – р']. Тема: «Труд повара. Посуда». Дыхательное упражнение «Злая

собака и щенок». Стихотворение с движениями «Самолет». Пальчиковая игра «Хозяйка».

3 Звуки [р – л]. Тема:

«Народное творчество тульских мастеров». Дыхательное упражнение «Рычание тигра». Стихотворение с движениями «Самовар» (региональный компонент).

4 Звуки [с – ж – з]. Темы:

«День защитника

Отечества», «Зима» (обобщение). Дыхательное упражнение «Рычание тигра». Подготовка к спортивному празднику «Наша армия сильна».

Март 1 Звуки [ч - ч'], [г - т]. Темы: «Ранняя весна», «Мамин праздник». Дыхательное упражнение «Тишина». Пальчиковая игра «Подснежник».

2 Звук [ц]. Тема: «Женские профессии». Дыхательное упражнение «Тишина».

М. п/и «Зашей штанишки».

3 Звуки [ц - с], [в]. Темы:

«Моя семья», «Жаворонки –

встреча весны». Дыхательное упражнение «Вьюга

воет». Пальчиковая игра «Семья». Стихотворение с движениями «Воробей».

4 Звуки [ц – с – т]. Тема: «Перелетные птицы». Дыхательное упражнение «Льется водичка». П/и «Перелет птиц».

5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Рычание тигра». П/и «Перелет птиц».

Апрель 1 Звуки [ч - щ]. Тема: «Наш город. Дом». Дыхательное упражнение «Шипение змеи». М. п/и «Назови свой адрес».

2 Звуки [й], [йа], [йэ]. Темы: «Рыбы», «День космонавтики». Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания (вдох одной ноздрей, выдох через рот). П/и «Невод».

3 Звук [э]. Тема: «Мебель». Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Стихотворение с

движениями «Дедушка Егор».

4 Звуки [ы], [й – ы]. Темы: «Комнатные растения», «Правила дорожного движения». Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». М. п/и «Кактус и ива».

П/и «Светофорчик».

5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение «Песенка Ревы». П/и «Невод».

Май 1 Звуки [о - э]. Тема: «Школа. Школьные

принадлежности». Дыхательное упражнение

«Проколотый мяч». Игра – эстафета «Выбери школьные принадлежности».

2 Звуки [н – н'], [ф], [ф – в]. Темы: «День Победы», «Весна. Растения луга,

сада». Дыхательное упражнение

«Проколотый мяч». Стихотворение с движениями «Ветер».

3 Ь и ъ знаки. Звук [йу]. Темы: «Изменения в природе. Труд людей». «В мире сказок». Дыхательное упражнение на дифференциацию ротового и носового дыхания. Игра – эстафета «Сажаем картофель».

4 Диагностика.

Диагностика физического развития.

Публикации по теме:

Физкультурно-речевой досуг «На кухне» взаимодействие инструктора по физкультуре и учителя-логопеда Образовательная область: физическое развитие. Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи, развивать интерес к движениям.

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-дефектолога. Образовательная область: «Физическая культура» и «Дефектология». Интеграция: «Познание», «Социализация». Задачи: формирование у детей.

Консультация «Совместная работа психолога и инструктора по физической культуре» Совместная работа психолога и инструктора по физической культуре, направленная на снятие эмоционально-мышечного напряжения, закомплексованности.

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно.

Представление инструктора по физической культуре ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на …., инструктора по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Совместная деятельность инструктора по физической культуре с детьми подготовительной группы «Здоров будешь — все добудешь» Задачи: Пропаганда здорового образа жизни Учить прокатывать мяч, толкая головой, соблюдая координацию движений.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» - это создание оптимальных.

Совместная работа учителя-логопеда с воспитателями Лексическая тема: «Игрушки» Цели: • формирование умения составлять простые предложения; • формирование умения употреблять в речи предложно.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Ембаевский детский сад комбинированного.

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Кочергина Лариса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 19:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Махова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД